Конституционные и уставные суды в субъектах РФ
Материалы / Конституционные и уставные суды в субъектах РФ

Средством обеспечения и охраны Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации является конституционный контроль, который осуществляется органами публичной власти. В юридической науке под конституционным контролем понимается специфическая функция компетентных органов публичной власти по обеспечению верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства.

К органам публичной власти, осуществляющих конституционный контроль, относятся глава государства, парламент, правительство. В субъектах Федерации - высшее должностное лицо (глава исполнительной власти), правительство (администрация) субъекта и его законодательный орган. Сюда же относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.

Если конституционный контроль осуществляют несудебные органы в процессе осуществления ими своих функций, то он носит общий характер, поскольку такой конституционный контроль в значительной степени испытывает влияние проводимой в государстве политики. Судебный же конституционный контроль является самостоятельным видом государственно-властной деятельности в специализированной судебной процедуре. Судебные органы конституционного контроля носят деполитизированный характер и подчиняются только конституции и закону. На эту особенность органов конституционного контроля обратил внимание еще в начале XX в. видный российский юрист С.А. Котляревский, который выступал за создание конституционного суда, имеющего право толковать закон с позиций его соответствия конституции и праву вообще. Указанные теоретические положения в полной мере относятся и к органам конституционного контроля субъектов Российской Федерации. Через деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ достигается верховенство, высшая юридическая сила конституций (уставов), т.е. основных законов субъектов РФ над иными законами и нормативными актами субъектов РФ.

В своей работе я отмечу основные черты юридической природы конституционных (уставных) судов РФ, выделю основные (доктринальные) принципы функционирования таких судов, порядок их организации, компетенцию деятельности. Проанализировав становление конституционной юстиции в субъектах РФ, я выделю основные причины низких темпов создания органов конституционного правосудия в субъектах РФ.