Субъекты РФ и их правовой статус
Материалы / Субъекты РФ и их правовой статус

Конституция Российской Федерации 1993 года является правым базисом для выстраивания в нашей стране всей системы федеративных отношений. Она содержит значительное количество положений, регулирующих федеративные и непосредственно связанные с ними отношения, которым посвящено более 40 статей, что составляет около трети всего конституционного текста.

По тому, каким актом закрепляются основы федеративного устройства, выделяются федерации конституционные и договорные. Россия, бесспорно, является конституционной федерацией.

Актуальность темы курсового исследования предопределена тем, что Российская Федерация – сложносоставное государство, имеющее в своем составе согласно Конституции шесть разновидностей субъектов РФ. В правовой науке на сегодняшней день отсутствует единообразие понимания самого термина «статус субъекта РФ». Конституция упоминает о статусе субъектов РФ, не раскрывая данного понятия. Предусматривается только, что статус субъекта РФ может быть изменен в соответствии с федеральным конституционным законом. Это вызвало к жизни различные взгляды на статус субъекта РФ. Иногда он поднимается достаточно широко и включает в себя весь объем их прав и обязанностей. Однако ближе к нормативному узкое понимание статуса субъекта РФ как его предусмотренной Конституцией разновидности (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). С этой точки зрения изменение статуса субъекта РФ будет означать, например, переход края в статус республики, автономного округа – в статус области и пр.

Кроме этого оптимальное разграничение предметов ведения и полномочий представляет собой сложный политико-правовой процесс, испытывающий на себе влияние исторических, национальных, экономических и политических факторов развития федерации. Указанные факторы определяют степень централизации и децентрализации федеративных отношений. Федерация построенная на демократических началах, обусловливает наличие у федерального Центра конституционно установленного строго определенного перечня предметов ведения и полномочий, выход за пределы которых недопустим. С другой стороны, закрепление полномочий субъектов РФ создает предпосылки самостоятельного развития на региональном и местном уровнях.

Все вышеизложенное и предопределяет актуальность темы курсового исследования. Само курсовое исследование будет опираться на широком привлечении законодательства и литературы по выбранной теме. Методами курсового исследования будут являться: анализ, синтез действующего законодательства и научной литературы, а также метод исторического исследования.

Целью курсовой работы является рассмотрение субъектов Российской Федерации а также их правового статуса.

Для достижения данной цели буду решены следующие задачи:

- рассмотрены конституционные основы равноправия субъектов Российской Федерации;

- рассмотрены виды субъектов Российской Федерации;

- рассмотрен статус каждого вида субъектов Российской Федерации;

- рассмотрено разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Курсовая работа состоит из двух глав, в каждой из которых последовательно будут рассмотрены поставленные для достижения цели курсовой работы, задачи.

В написании работы были использованы учебники по «Конституционному праву России» следующих авторов: Некрасова С.И., Шульженко Ю.Л.. Лебедева А.Н., Комковой Г.Н., Авакьяна С.А. и др. авторов, кроме этого в работе широко использовалось современное законодательство

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что в ней будут систематизированы общие положения посвященные субъектам РФ и их правовому статусу, что может быть использовано студентами при изучении дисциплины «Конституционное право Российской Федерации».