Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений
Материалы / Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений

В настоящей контрольной работе будут рассмотрены понятия, как самой информации, так и информационных систем и технологий. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере информационных систем и технологий, является Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принятым Государственной Думой 8 июля 2006 года, одобренным Советом Федерации 14 июля 2006 года.

Сфера действия настоящего Федерального закона направлена на:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается принципах, таких как:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Выше указанные положения будут подробно рассмотрены в настоящей контрольной работе.

Также в настоящей контрольной работе будут рассмотрена классификация сети связи РФ и их функциональная деятельность и правовое регулирование. Остановим свое внимание на рассмотрение вопроса о применении системы ГАС «Выборы» её проблемной стороны и приоритетных возможностей.

Понятие информационных систем и их технологий, их классификация и формы правового регулирования отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств обеспечения

Основными источниками правового регулирования отношений в области создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи».

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий –это программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.

К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида.

В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т.п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий.

Основные технические средства — средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др.

Программные средства — операционные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства.

Лингвистические средства — словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства — нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции.

Классификация информационных технологий и средств их обеспечения:

Автоматизированные информационные системы, их сети : банки данных, базы данных, базы знаний, экспертные системы, автоматизированные системы управления, системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы обработки данных, автоматизированные системы научно-технической информации, информационно-вычислительные системы, информационные сети.

Технические средства: средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи, средства телекоммуникации, другие технические средства.

Программные средства: операционные системы, прикладные программы

Лингвистические средства: словари, тезаурусы, классификаторы

Организационно-правовые средства: положение, устав, порядок реализации функций и задач, должностные инструкции, порядок применения, пользования системой, нормативно-технические документы

Технологическое обеспечение: информационные технологии, инструкции, правила субъектов в данной области можно разделить на две группы: а) субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; б) субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.

В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это — органы государственной власти, юридические и физические лица — организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица. Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества. Под информационной инфраструктурой в данном случае понимается организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов — процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства. Сегодня это чаще всего именуется «российский фрагмент Интернет». В программно-технической части информационной инфраструктуры должны найти отражение мероприятия, связанные с созданием и применением средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также с созданием и развитием информационных сетей в России с выходом на трансграничные информационные сети и Интернет. Государство определяет свою позицию по следующим основным вопросам:

развитие (Производства и использования российских программно-технических средств — средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, их конкурентоспособность на мировом уровне;

поступление в Россию и внедрение зарубежных средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций с учетом защиты государственных интересов;

создание в России информационных сетей за счет государственного бюджета и частных вложений, зарубежных инвестиций при условии государственного контроля за сохранением информационной безопасности России;

интеграция российских информационных сетей (российского фрагмента Интернет) с глобальными трансграничными информационными сетями, в первую очередь Интернет.

Вывод:

Основными источниками правового регулирования отношений в области создания и применения автоматизированных информационных систем, информационных технологий средств связи и телекоммуникаций являются Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (гл. 4 «Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения»), Гражданский кодекс РФ, а также Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», федеральные законы «О связи», «О федеральной фельдъегерской связи», «О почтовой связи».

Так же Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Первоочередной и основной информационной системой является ИНТЕРНЕТ. Государство определяет свою позицию с созданием и развитием информационных сетей в России с выходом на трансграничные информационные сети и Интернет.