Смертная казнь в уголовном законодательстве зарубежных стран
Материалы / Смертная казнь в России / Смертная казнь в уголовном законодательстве зарубежных стран
Страница 2

Однако такое заявление вызывает у других исследователей большое сомнение. Исследования показали, что с 1965 года более пятидесяти стран расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.

Более того, двадцать одна страна ввела смертную казнь за преступления, связанные с безопасностью страны (шпионаж, предательство, контрреволюционную или революционную деятельность). Тринадцать стран ввели это наказание за терроризм, за угон самолета, если это привело к гибели людей, за убийство заложников, за похищение людей, если это привело к их смерти. Двадцать одна страна установила смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Тринадцать стран ввели рассматриваемое наказание за экономические преступления (коррупцию, хищение государственных средств, нападение на сотрудников таможни, вооруженное ограбление). По данным А.С. Михлина, за двадцать три года (1973-1996) во всех штатах США приговорено к смертной казни пять тысяч пятьсот восемьдесят человек. В последующие годы число смертных приговоров не уменьшается. За последние пять лет уровень убийств в США в расчете на сто тысяч населения в два – два с половиной раза ниже, чем в России, в то время как общее число смертных приговоров почти в два раза выше. Так, в Соединенных Штатах средний срок между вынесением и исполнением смертных приговоров ныне составляет более одиннадцати с половиной лет. Например, в Калифорнии «очередь смертников» самая большая в стране (за двадцать лет здесь казнили лишь двоих осужденных). В целом же по стране стоимость одной казни в три раза выше, чем расходы на пожизненную изоляцию осужденного.

По уголовному законодательству Японии смертная казнь может быть назначена за тринадцать составов преступлений. По УК Социалистической Республике Вьетнам смертная казнь предусмотрена за сорок два преступления. Абсолютное лидерство держит Китайская Народная Республика, в уголовном законодательстве которой содержатся пятьдесят восемь составов преступлений, предусматривающих наказание в виде смертной казни. Таким образом, это еще раз говорит о том, что даже благополучные и цивилизованные государства (Япония, США) пока не в состоянии отойти от этого вида наказания.

Разумеется, все это не основание для того, чтобы признать смертную казнь нужной и полезной мерой и сохранять ее в уголовных национальных законодательствах. Значит, пока, на данном этапе развития общества смертная казнь является крайней, вынужденной мерой. Парадоксально, но смертная казнь повсюду, как доказывают статистические данные, остается без всякого влияния на рост преступлений. Например, Дэвид фон Дрейль, автор бестселлера «Осужденные на казнь: культура, нравы и обычаи смертников», использую богатый фактический материал, приводит весьма убедительные доказательства давней гипотетической идеи о том, что угроза смертной казнью не способна остановить наемного киллера, маньяка, а тем более фанатика-террориста. Тогда и не может идти речи об их исправлении (пожизненном лишении свободы), ибо они представляют собой «социальных чудовищ», как выразился один из опрашиваемых граждан по вопросу об отмене или сохранении смертной казни. И все же, как бы общество не относилось к этой проблеме, исследования показывают неэффективность смертной казни. Используя эти данные и опираясь на опыт различных стран, английские исследователи еще сорок лет назад доказали, что отмена смертной казни никак не влияет на динамику преступности.

Таким образом, с точки зрения общей превенции, институт смертной казни не имеет криминологической значимости: ни применение смертной казни, ни ее отмена не оказывают воздействия на динамику тяжких преступлений.

На сегодняшний день Россия, пожалуй, единственная страна, на которую оказывается столь серьезное давление со стороны мировой общественности, международных и общественных организаций. Очевидно навязывания нам выгодных для Запада требований – условий, имеющих больше политическое значение, нежели заботу за моральный облик и цивилизованность нашего отечества. Поэтому мы не должны оглядываться на кого бы то ни было, а также слушать так называемых экспертов Запада. И в этом отношении нам следовало бы ориентироваться на собственный опыт, формируемый нашими социально-экономическими условиями, исходить из нашего менталитета и особенностей развития. Больше доверять собственному здравому смыслу. Мы должны найти свое решение по этой проблеме, и оно не может быть универсальным, то есть годным на все времена и для всех народов планеты.

Например, более эффективным в стремлении сделать общество более гуманным по отношению к своим членам – что является, по сути, основной целью отмены смертной казни – будет открытие статистики по преступности и правонарушениям. Потому что именно это, как мне кажется, послужит мощным предупредительным (сдерживающим, пресекающим) инструментом для потенциальных преступлений (преступников). Таким образом, необходимость открытия статистики преступлений и правонарушений может послужить и способствовать созданию гуманного, правового (на сколько это возможно) государства.

Страницы: 1 2 3