Учение Платона о формах государства
Материалы / Теория государства и права / Учение Платона о формах государства
Страница 3

персидская монархия;

афинская демократия.

В идеале необходимо, чтобы:

либо власть монарха была ограничена свободой граждан;

либо власть народа была ограничена определенными рамками.

Как следствие, получим умеренную форму государства.

В описании Платона идеальное государства – то:

которое состоит из 5040 граждан, к числу которых относятся только владельцы земли;

в котором состоит государственная собственность на землю, но владение землей – частное;

в состав граждан которого, не входят ремесленники и торговцы;

в котором существуют: запрет ростовщичества; запрет закладывать вещи; запрет получать приданное.

Монархический компонент во втором проекте идеального государства Платона представлен коллегией 37 стражей закона.

Функции коллегии: охранять законы; хранить записи об имуществе, которое превышает норму, установленную для каждого из классов населения; осуществлять судебную функцию по частному обвинению в корыстном приобретении имущества, превышающем установленную норму.

Демократический компонент во втором проекте идеального государства Платона представляет собой:

Совет из 360 человек. Работает секциями по 30 человек в течении одного месяца. Функция: право отзыва очередных и внеочередных народных собраний;

Народное собрание. Посещение народного собрания обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и второго классов.

Помимо монархического и демократического компонентов управления, Платон вводит Ночной Совет, деятельность которого не зависит ни от каких органов. Он имеет верховную власть в государстве.

Платон классифицирует формы правления государства в зависимости от количества правящих и их отношения к законам:

Правление

с опорой на законы

без опоры на законы

одного

некоторых

большинства

одного

некоторых

большинства

Царская власть

Аристократия

Демократия

Тирания

Олигархия

Демократия

Социально-политические программы Платона зафиксировали изменения в политическом сознании наследственной знати, происходившие в процессе ее перерастания из родовой аристократии в землевладельческую. Завоевав экономическое и политическое господство в условиях общинной собственности, родовая аристократия ревностно охраняла патриархальные порядки, особенно в земледелии – традиционной сфере своего влияния. В ходе последующего развития она приспособилась к отношениям частной собственности и рабства, признала необходимость закона, но продолжала твердо настаивать на сохранении полисного землевладения. Именно этим объясняется ее стремление законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными.

Страницы: 1 2 3