Полибий о круговороте форм государства
Материалы / Теория государства и права / Полибий о круговороте форм государства
Страница 2

Полибий рассмотрел формы правления в их постоянном круговороте.

Итак, круговорот форм правления государства: три правильные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга.

Любое явление подвержено ржавчине. Любая правильная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основывается на осмыслении предшествующего исторического опыта. Так, после свержения тирана, общество уже не рискует вверять власть одному.

Истоки человеческого общежития Полибий видит в том, что присущая всем живым существам - как животным, так и людям - слабость естественно побуждает их собираться в однородную толпу. И здесь, согласно непререкаемому порядку самой природы, владыкою и вождем толпы становится тот, кто превосходит всех прочих своей телесной силой и душевной отвагой.

С течением времени первоначальный вождь-самодержец незаметно и естественно превращается, по схеме Полибия, в царя в той мере, в какой царство рассудка сменяет собою господство отваги и силы.

Постепенно царская власть стала наследственной. Цари изменили прежний образ жизни с ее простотой и заботой о подданных, стали сверх меры предаваться излишествам. Вследствие вызванных этим зависти, ненависти, недовольства и ярости подданных царство превратилось в тиранию. Это состояние (и форму) государства Полибий характеризует как начало упадка власти. Тирания — время козней против властелинов. Причем козни эти исходят от людей благородных и отважных, нежелающих переносить произвол тирана. При поддержке народа такие благородные люди свергают тирана и учреждают аристократию.

На первых порах аристократические правители руководствуются во всех своих делах заботой об общем благе, но постепенно аристократия вырождается в олигархию. Здесь царят злоупотребления властью, корыстолюбие, беззаконное стяжательство, пьянство и обжорство.

Успешное выступление народа против олигархов приводит к установлению демократии. При жизни первого поколения учредителей демократической формы правления в государстве высоко ценятся равенство и свобода. Но постепенно толпа, привыкшая кормиться за счет чужих подачек, выбирает себе в вожди отважного честолюбца (демагога), а сама устраняется от государственных дел. Демократия вырождается в охлократию. В этом случае государство украсит себя благороднейшим именем свободного народного правления, а на деле станет наихудшим из государств, охлократией.

С точки зрения кругооборота государственных форм охлократия является не только худшей, но и последней ступенью в смене форм. При охлократии водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца. Круг смены государственных форм, таким образом, замыкается: конечный путь естественного развития форм государства соединяется с исходным.

В рамках своей мыслительной конкуренции круговорота форм правления Полибий определил период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:

жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;

жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;

жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).

Полибий стремился найти такую форму правления государства, которая бы обеспечивала равновесия в государстве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались:

власть консулов – монархия;

власть сената – аристократия;

власть народного собрания – демократия.

У Полибия идеальная форма правления – это смешение трех правильных форм правления государства: монархии, аристократии, демократии. Идеала смешанной формы правления государства Полибия последовательно придерживались Марк Туллий Цицерон, Томас Мор, Николо Макиавелли.

Страницы: 1 2 3