Общая характеристика правового регулирования расчетов
Материалы / Правовое регулирование расчетов. Доверительное управление имуществом / Общая характеристика правового регулирования расчетов

При правовом регулировании расчетов основополагающее значение имеют нормы, содержащиеся в гл. 45 и 46 ГК РФ.

Однако частноправовое регулирование в этом случае на уровне федеральных законов подвергается достаточно обширному публично-правому воздействию.

Это прежде всего касается норм, определяющих организацию банковской системы, предусматривающих возможность открытия банковских счетов организациям и индивидуальным предпринимателям только после постановки на учет в налоговом органе, закрепляющих обязанность банков по осуществлению контроля за валютными операциями, устанавливающих законные основания для введения пределов расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, вводящих необходимость применения контрольно-кассовых аппаратов при денежных расчетах с населения по оплате ими товаров и услуг и др.

Кроме того, существуют особенности правового регулирования расчетов нормами публичного права в зависимости от характера обязательств, из которых они возникают. Наиболее ярким примером здесь является налоговое законодательство, содержащее специальные нормы, посвященные уплате налогов и сборов, а также ответственности банков за нарушения, связанные с расчетами по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Деятельность предприятий связи, через которые также могут осуществляться платежи в определенных случаях, регулируется специальным законодательством (Федеральные законы «О связи», «О почтовой связи» и принятыми в их исполнение подзаконными актами).

Вопрос о соотношении норм федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, разрешается по общим правилам разрешения коллизии в праве.

Применительно к осуществлению правового регулирования по вопросам, относящимся к компетенции Банка России, в том числе по вопросам расчетов, это означает, что акты Президента РФ, Правительства РФ, других государственных органов, напрямую затрагивающие эту сферу, не могут применяться без одобрения Банка России. Формами этого одобрения могут быть согласование, издание совместного акта, издание банком России порядка применения конкретного акта.

Порядок осуществления расчетов регулируется и международными договорами, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК являются составной частью правовой системы России (особенно важное значение они имеют по вопросам расчетов между предприятиями государств – бывших республик СССР).

В сфере международных расчетов используются публикации международной торговой палаты, которыми унифицированы правила и обычаи, касающиеся, в частности, расчетов по аккредитивному и инкассо. Данные правила и обычаи на основании ст. 5 ГК могут применяться на территории России как обычаи делового оборота, если не противоречат законодательству или договору, заключенному между участниками соответствующего соглашения.

Определенные вопросы регулируются локальными нормативными актами самих кредитных организации.