Понятие бюджетного процесса

Наименее исследованными областями в современной финансовой науке являются различные механизмы обеспечения эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы.

В советское время в силу определенных политических и организационных причин эти проблемы не возникали, а следовательно не исследовались. Во многом поэтому, обосновывая в начале 90-х гг. XX в. необходимость проведения научно разработанной бюджетной реформы, ведущие российские экономисты выделяли следующие необходимые направления:

• теоретическую разработку и обоснование принципов построения бюджетной системы России;

• создание реального бюджетного механизма, позволяющего воплоти, разработанные принципы на практике.

• разработку и принятие нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня; распределение расходов между звеньями бюджетной системы и силами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня;

• создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления;

• разработку новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

В современных условиях многократного повышения значения механизма обеспечения функционирования бюджетной сферы обострения бюджетных горизонтальных и вертикальных противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины проблема эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы приобретает особую актуальность, но в рамках финансовой науки не исследовалась.

Основным организационным механизмом, эффективное функционирование которого выступает необходимым и достаточным условием нормальной работы бюджетной системы, является бюджетный процесс, а равно бюджетная классификация. Охранительный механизм обеспечения эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы – это бюджетный контроль и ответственность нарушения бюджетного законодательства.

Под бюджетным процессом понимается регламентированная регулируемая процессуальными нормами бюджетного права сдельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также утверждению отчетов об их исполнении. Правовой основой бюджетного процесса в России выступают положения Конституции Российской Федерации, бюджетного кодекса и принятые в рамках, очерченных нормами бюджетного кодекса, нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В основе этих правовых норм, на которых и базируется бюджетный процесс, положены основные принципы бюджетной системы России, в частности такие, как ежегодность бюджета и конкретность бюджетных показателей.

Ежегодность бюджета означает, что бюджет составляется сроком на один финансовый год, который соответствует календарному. Принцип специализации бюджетных показателей означает, что бюджеты всех уровней бюджетной системы России составляются по единой бюджетной классификации – обязательной группировке доходов и расходов по общим признакам с присвоением отдельным разделам бюджета точных наименований и порядковых номеров.