Понятие ответственности за нарушение бюджетного
законодательстваМатериалы / Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации / Понятие ответственности за нарушение бюджетного
законодательства
В связи с бурным развитием бюджетного законодательства Российской Федерации в последние годы новое наполнение получают многие институты бюджетного права, в том числе институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетной сфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных и региональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, в Законе Российской Федерации «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу», Положении о Министерстве финансов РФ и Положении о Федеральном казначействе.С принятием Бюджетного кодекса ситуация существенно изменилась: часть четвертая Кодекса посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства является одной из разновидностей финансовой ответственности, поэтому обладает всеми важнейшими признаками последней. В первую очередь это проявляется в общности оснований ответственности, санкций, последствий их применения и процессуальных форм. Бюджетная ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетной ответственности является нарушение бюджетного законодательства.
Названная ответственность установлена нормами бюджетного законодательства. В частности, нормы об ответственности за нарушения бюджетного законодательства содержатся в бюджетном кодексе Российской Федерации и законах о бюджетах. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки административных правонарушений и преступлений, предусматривается соответственно законодательством об административных правонарушениях и уголовным законом.
Противоправное поведение в бюджетной сфере влечет определенные лишения имущественного или личного характера в результате применения к нарушителю соответствующих мер. В бюджетном законодательстве они именуются мерами принуждения за нарушение бюджетного законодательства. В соответствии со статьей 282 бюджетного кодекса Российской Федерации к таковым относятся:
– предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
– блокировка расходов;
– изъятие бюджетных средств;
– приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
– начисление пени;
– наложение штрафа.
Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, есть не что иное, как санкции, одни из которых носят правовосстановительный, а другие – штрафной характер. Например, к первым относятся блокировка расходов, приостановление операций по счетам, изъятие бюджетных средств и пени, а ко вторым – штраф. Привлечение к ответственности за бюджетные правонарушения осуществляется в особой процессуальной форме. Соответствующие процедуры предусмотрены бюджетным законодательством. Непосредственное применение мер принуждения осуществляется органами Федерального казначейства и органами, исполняющими бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
Ответственность за нарушения бюджетного законодательства может быть определена, как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджеты, соответствующих мер принуждения.