Понятие и составы нарушений бюджетного законодательства
Материалы / Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации / Понятие и составы нарушений бюджетного законодательства
Страница 1

Нарушение бюджетного законодательства как разновидность финансового правонарушения обладает всеми основополагающими признаками правонарушения. В частности, нарушение бюджетного законодательства является противоправным, антиобщественным, виновным и наказуемым.

В соответствии со статьей. 281 бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение бюджетного законодательства – это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным кодексом Российской Федерации порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, влекущее применение к нарушителю мер принуждения.

Бюджетное правонарушение налицо в том случае, когда имеются все признаки его состава, включая объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объект нарушения бюджетного законодательства составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов. Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий. В соответствии со статьей 283 бюджетного кодекса Российской Федерации таковыми действиями признаются:

– неисполнение закона (решения) о бюджете;

– нецелевое использование бюджетных средств;

– неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

– неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

– несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

– несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

– несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

– несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

– несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

– несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

– несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

– несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему;

– несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов и другое.

Указанный перечень не является исчерпывающим. В качестве нарушений бюджетного законодательства могут рассматриваться и другие действия.

Круг субъектов нарушений бюджетного законодательства достаточно специфичен. Наряду с получателями бюджетных средств, кредитными организациями, их руководителями, к ним также относятся органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лица, их возглавляющие.

Субъективная сторона нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, однако его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как и несвоевременный их возврат и так далее, могут иметь место только в форме умысла или неосторожности. Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Если при выделении средств из федерального бюджета формулируются две или несколько целей, для признания использования средств целевым необходимо достижение каждой из них. Если одна или несколько из поставленных целей не достигнуты, то использование средств, выделенных из федерального бюджета, следует признать нецелевым. Примерами нецелевого использования бюджетных средств при финансировании, кредитовании, передаче средств в управление являются:

Страницы: 1 2 3