Применение мер принуждения за нарушения бюджетного
законодательстваМатериалы / Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации / Применение мер принуждения за нарушения бюджетного
законодательстваСтраница 2
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2006 года №10-П «По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой ст. 215.1 БК РФ» Конституционный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности частей 4, 5 и 6 ст.
215.1 БК РФ. Руководствуясь частями 1 и 2 ст. 71, 72, 74, 75 и 87 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РФ постановил:«1. Признать ч. 4 ст. 215.1 БК РФ, в соответствии с которой кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ осуществляется Федеральным казначейством, не противоречащей Конституции РФ.
2. Признать ч. 5 ст. 215.1 БК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащаяся в ней норма, согласно которой по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, предполагает, что РФ в целях соблюдения баланса интересов РФ и субъектов РФ гарантирует соблюдение порядка заключения соответствующего соглашения, а при наличии разногласий по проекту соглашения обеспечивает использование предусмотренных Конституцией РФ и действующим законодательством согласительных процедур.
3. Признать ч. 6 ст. 215.1 БК РФ, в соответствии с которой Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, предназначенные для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ, и осуществляет через эти счета все кассовые операции, не противоречащей Конституции РФ».
Бюджетный процесс – это совокупность действий исполнительных и представительных органов государственной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Основной стратегической задачей бюджетной политики России должно быть не сокращение внутренних бюджетных расходов, что предусматривается в долгосрочной стратегии, а в их наращивании до тех параметров, которые соответствуют потребностям современной высокотехнологической рыночной экономики и высокому уровню социальных расходов, достигнутому развитыми странами.
Изменение Конституции федерального бюджета требует осторожности. Во-первых, потому что – это грамотная, взвешенная, сбалансированная и согласованная конструкция. Во-вторых, любые попытки изменения параметров бюджета неизбежно приводят к деформации системы компенсационных мер Субъектам Федерации, которые встроены в эту конструкцию. В-третьих, технология формирования профицитного бюджета уже достаточно отработана, и изменять её можно только на базе теоретически и практически проработанной концепции развития и совершенствования бюджетной политики.
Необходимость разработки такой концепции в настоящее время – одна из наиболее актуальных задач. Представляется, что целевым критерием бюджетной политики должен стать рост объемов производства. Основа этого роста – структурное изменение в пропорциях накопления и потребления ВВП, повышение реальных доходов населения, а не просто финансовая стабилизация, взятая сама по себе, в отрыве от процессов, происходящих в реальном секторе.
Это означает необходимость подчинения финансовой политики государства задачам увеличения совокупного общественного спроса, защите позиций России на внутреннем и мировом рынке, формирование единой системы управления государственным долгом.
В области бюджетной политики это предполагает достижение долгосрочного баланса между обязательствами властей в социально-экономической сфере и возможностями их удовлетворения за счет текущей мобилизации финансовых ресурсов общества.
Именно эта задача должна лежать в основе базовых параметров федерального бюджета на среднесрочную и долгосрочную перспективу.