Методологические проблемы соотношения гражданского общества и государства
Материалы / Методологические проблемы соотношения гражданского общества и государства
Страница 2

Обособление гражданского общества от государства привело к ряду государственно-правовых следствий, которые обусловили эти особенности современного государства, отличающие его от государства кастово-сословной эпохи.

В новое время Конституция, в которой закрепляются основные права и свободы человека, рассматривается как договор о делении власти между обществом и государством. Если для европейского конституционализма как политической теории присуще крайне неопределенное толкование конституции как «основного закона любого общества» и осуществление идей ограничения обществом власти государства, то эволюция конституционализма привела к резкому сужению этого понятия. Как видим, сегодня оно приобретает договорной характер и признает, в сущности, конституцию как соглашение о распределении власти между обществом и государством. Идея «общественного договора» приобрела распространение в XVІІ-XVІІІ веках. На чем базировалась эта идея? Прежде всего, на осознании государством положений всеобщего равенства людей и категорий частного права, которые имеют особое значение для отношений в гражданском обществе.

Развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств влияния на государственную власть. Собственно становление гражданского общества дало возможность теоретически осмыслить проблему политического отчуждения и создало предпосылки для его преодоления.

В структуре органов государства Нового времени появляются постоянные, общенациональные представительные учреждения парламентского типа, наделенные правом установления налогов и сборов, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов).

Возникновение и развитие представительной демократии – явление, присущее эпохе гражданского общества. Представительные учреждения всегда осуществляли законодательную функцию от лица народа (нации).

Посягательство представительных органов (учреждений) на участие в государственной власти (от лица общества) в ряде стран привело к революциям (недоразумениям), а это обусловило возникновение идеи распределения власти с целью обеспечения прав и свобод членов общества.

Вместе с тем появились понятия «правовое государство и «законность» как политико-правовые идеи, направленные против «деспотизма», против «полицейского государства».

Как известно, важными факторами гражданского общества являются свобода личной инициативы, самостоятельность граждан в получении средств существования.

Конечно, такая свобода резко контрастировала с сословно-кастовыми ограничениями рода и вида занятий (была боязнь утратить все). Еще Кант утверждал, что свобода проявляется тогда, когда «каждый ищет свое счастье на том пути, который ему воображается правильным, если только он не ограничивает свободу других». Развивая эту мысль, философ отметил, что управление, которое базируется на принципе восхваления народа, подобно отцу, который обожествляет своих детей (управление родительское, при котором ко всем относятся как к несовершеннолетним, которые не в состоянии различать, что для них полезно, а что вредно, вынуждены оставаться пассивными, ожидая от главы государства советов о том, что им делать, чтобы быть счастливыми, и ждут милостыню от него). Такое правление – это деспотизм (любая свобода уничтожается, никаких прав просто нет).

Эти раздумья Канта точно и полно выражают сущность правового государства.

Сущность правового государства состоит в том, как оно:

а) обеспечивает правопорядок;

б) обеспечивает свободу и равенство членов общества;

в) гарантирует соотношение права и государства в гражданском обществе, которое базируется на законности действий государства, его органов и должностных лиц.

Очень удачно высказался в этом контексте Г. Хайек: «Сущность правового государства не в том, что все регулируется законом, а в том, что государственный аппарат принуждения применяется только тогда, если это оговорено законом, причем так, чтобы средства его применения можно было своевременно предвидеть». Аналогичное понятие законности обосновывалось и некоторыми нашими учеными.

Законность определяли как режим существования государственной власти, как принцип деятельности государственного аппарата.

В свое время Н.Г. Александров утверждал, что правонарушение, совершенное гражданином, законность не укрепляет (правонарушитель наказывается, мера наказания определяется на основе закона и права).

Правопорядок как результат осуществления законности нарушается лишь при неэффективной деятельности правоохранительных органов или наказуемости нарушения законов со стороны должностных лиц, органов, наделенных властными полномочиями. Законность, конечно, нарушается принятием «незаконных законов» (законов, которые противоречат конституции).

Страницы: 1 2 3 4 5