Механизм правового регулирования
Материалы / Правовое регулирование и его механизм / Механизм правового регулирования
Страница 1

Нормы права и другие правовые средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, в совокупности своей составляют механизм правового регулирования.

Вообще, под «механизмом правового регулирования» в отечественной теории государства и права принято понимать взятые единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

Правовые средства, в свою очередь, - это различные правовые явления которые задействованы в правовом регулировании и призваны обеспечить его нормальное функционирование. То есть, правовые средства – это не любые правовые явления, а только те, которые участвуют в процессе правового регулирования, как инструменты, осуществляющие упорядочивающее воздействие на общественные отношения.

Правовые средства принято также рассматривать как элементы механизма правого регулирования (в дальнейшем МПР). Данные элементы подразделяются на основные и вспомогательные. К основным элементам обычно относят нормы права, правоотношения, акты реализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права. К вспомогательным – все остальные правовые средства.

Основные элементы являются таковыми, потому что в МПР они являются ключевыми звеньями и образуют его основу. Так, например правовые нормы являются главным элементом на первой стадии. Будучи правилами поведения общего характера, они выступают в качестве образцов, моделей поведения для неопределенного множества участников, регулируемых нормами права общественных отношений. Правоотношения выступают главным элементом на второй стадии. Они являются средством перевода общих нормативных предписаний, образцов, моделей поведения, содержащихся в нормах права. Где регулирующую роль играют уже не столько нормы права, сколько вытекающие из них субъективные права и обязанности. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – главный элемент третьей стадии – стадии реализации субъективных прав и обязанностей. Они выражаются в фактическом поведении участников конкретных общественных отношений, связанном с осуществлением ими своих прав и обязанностей. Акты применения права – главный элемент четвертой дополнительной стадии, стадии применения права. В них определяется мера поведения участников конкретных общественных отношений.

Вспомогательные элементы МПР участвуют в правовом регулировании совместно с основными, образуя с каждым из них целый блок правовых средств. Деление правовых средств, составляющих МПР является главным . но не единственным. Однако, представляется, что данная характеристика является наиболее удачной, т.к. совпадает со стадиями МПР, а следовательно несложно провести между ними связи. Однако помимо механизма правового регулирования существует так называемый социальный механизм действия права, который охватывает намного больше вопросов, нежели МПР. В его структуре обычно выделяют такие элементы как доведение правовых норм предписаний до всеобщего сведения, направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели. Формирование правом социально полезных образцов поведения, социально-правовой контроль. Эти элементы характеризуют скорее процесс правового воздействия, нежели правового регулирования. Вполне логично провести прямую связь между МПР и правовым регулированием и между социальным механизмом действия права и правовым воздействием.

В данной работе были изучены вопросы по правовому регулированию, его механизму отечественной теории государства и права.

Изучив достаточно материала для ответа на вопрос: Что же такое правовое регулирование? – хочется согласиться с точкой зрения Николая Андреевича Пьянова, что правовое регулирование – это все-таки воздействие на общественные отношения, поведение людей при помощи юридических норм. Однако, это довольно масштабный социальный регулятор в области права, причем регулирование происходит не навязчиво, а с грамотной расстановкой психологического влияния на участников общественных отношений.

Что же касается предмета правового регулирования, то стало ясно, что разграничение общественных отношений приводит к различным методам правового регулирования, то есть правовое регулирование напрямую зависит от видов общественных отношений, к тому же не все общественные отношения подчиняются правовому регулированию, а это гипноз, поведение психически больного человека, конкретные волевые общественные отношения, отношения, регулирующиеся моральными принципами и т.д. Если рассматривать два таких понятия как предмет и сфера правового регулирования, то следует заметить, что эти понятия далеко не тождественны. Сфера правового регулирования занимается определением характера влияния правового регулирования, а под предметом правового регулирования понимаются общественные отношения, нуждающиеся в урегулировании, следовательно, сфера правового регулирования понятие более широкое, так как охватывает весь спектр проблем, круг которых охватывает правовое регулирование.

Страницы: 1 2