Специальные функции законодательной властиМатериалы / Законодательная власть / Специальные функции законодательной властиСтраница 1
К специальным функциям законодательной власти можно отнести контрольную, представительскую и финансовую.
Контрольная функция обусловлена системой "сдержек" и "противовесов".
Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия.Конституция РФ фиксирует полномочия Совета Федерации по: вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. "м" ст. 83); отрешению Президента Российской Федерации от должности (ч. 1 ст. 93, п. "е" ч. 1 ст. 102); образованию Счетной палаты (ч. 5 ст. 101); утверждению указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения (п.п. "б", "в" ч. 1 ст. 102, ч. 2 ст. 87, 88); утверждению изменения границ между субъектами Российской Федерации (п. "а" ч. 1 ст. 102); решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации (п. "г" ч. 1 ст. 102); решению кадровых вопросов, связанных с назначением и освобождением должностных лиц, определенных п. "ж", "з", "и" ч. 1 ст. 102.
Даже функцию назначения выборов Президента (п. "д" ч. 1 ст. 102) в определенной мере можно считать контрольной, так как она тоже служит цели обеспечения баланса интересов президентской и парламентской ветвей власти. Глава государства, в свою очередь, наделен правом назначения выборов депутатов Государственной Думы, руководствуясь при этом той же целью.
Расширение конституционных полномочий Совета Федерации по контролю происходит за счет текущего законодательства.
В качестве примера приведем Федеральный закон от 27 мая 1996 года "О государственной охране". Согласно данному Федеральному закону, Федеральное Собрание осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны.
Контрольная функция реализуется Советом Федерации при назначении на должность и освобождении от должности членов Центральной избирательной комиссии в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Закрепление контрольных полномочий палат парламента в текущем законодательстве воспринимается не как случайный фактор, а как закономерная, настоятельная потребность государственного строительства Парламентское право России. С другой стороны, расширение контрольного влияния палат через законодательство есть попытка восполнения существующих конституционных пробелов в этой сфере. Надо акцентировать внимание также на закреплении полномочий контроля за палатами, а не Федеральным Собранием в целом. Это, кстати, можно отнести и к особенностям решения этого вопроса именно в таком ключе в Конституции России. Это обусловлено достаточно узким объемом общей компетенции Федерального Собрания, растворившейся в компетенции обеих палат.
Еще одна особенность правового регулирования контрольной функции Федерального Собрания в целом, Совета Федерации и Государственной Думы в отдельности состоит в том, что оно выходит за рамки конституционных норм. Более подробно контрольные полномочия представлены в текущем законодательстве, развивающем конституционные предписания. Речь идет, например, о Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации", Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Существуют следующие виды контрольных полномочий Совета Федерации: бюджетно-финансовый контроль, контроль за деятельностью исполнительной власти, контроль за сферой государственного управления, контроль, связанный с осуществлением Советом Федерации кадровых назначений, контроль в сфере обороны и безопасности, контроль в области внешней политики.