Развитие конституционной юстиции в субъектах РФМатериалы / Конституционные и уставные суды в субъектах РФ / Развитие конституционной юстиции в субъектах РФСтраница 3
Приведенный анализ позволяет утверждать, что в настоящее время конституционные и уставные суды еще не стали ветвью государственной власти в подавляющем большинстве субъектов РФ. Однако можно смело утверждать, что они стали уже неотъемлемой частью нашей правовой действительности.
Остается надеяться, что указанные проблемы, мешающие развитию региональной конституционной юстиции, будут решены путем внесения поправок в законодательство.Подводя итоги, необходимо отметить, что работа конституционных и уставных судов субъектов РФ доказала их социальную необходимость и востребованность. Это подтверждается тем, что основная задача конституционных (уставных) судов субъектов РФ - приведение местных законов и разных нормативных правовых актов в соответствие с конституцией (уставом) субъекта. Поэтому такие суды способствуют, с одной стороны, укреплению законности, а с другой - совершенствуют правовую систему субъекта потому, что разрешают юридические коллизии и конфликты.
Специалисты отмечают, что сотни местных законов и нормативных актов были признаны не соответствующими конституциям и уставам субъектов Федерации, федеральному законодательству и Конституции России. Достаточно сказать, что только в действующих до недавнего времени 15 конституционных (уставных) судах было рассмотрено свыше 3 тысяч подобных обращений.
Органы конституционной юстиции субъектов помогают решать местной власти многие задачи, особенно в сфере защиты прав и свобод человека. Практика показывает, что и на региональном уровне большинство решений конституционных судов связано именно с их правозащитной функцией.
Такие суды составляют в государстве тот эффективный рычаг, с помощью которого исполнительная и законодательная власти субъектов могут эффективнее решать возложенные на них местной конституцией задачи по защите Основного Закона. При этом следует отметить, что других региональных органов государственной власти, призванных обеспечить конституционную законность, попросту не существует.
Наконец, конституционные (уставные) суды субъектов много делают для согласования федерального и регионального законодательства, а значит, способствуют формирования единого правового пространства и тем самым укрепляют государственность.
Конституционный суд субъекта РФ можно назвать гарантом социально-территориального равноправия людей. Так, как известно, что нормативные акты местного самоуправления зачастую противоречат конституционным требованиям, но при этом их рассмотрение к компетенции Конституционного Суда РФ не относится.
Таким образом, проблема образования конституционных (уставных) судов субъектов РФ имеет принципиально важное значение не только для развития отечественной судебной системы, но и для развития Российской Федерации как единого и целостного федеративного государства.
Вместе с тем ряд исследователей характеризуют систему конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как самостоятельную, независимую и не входящую в единую судебную систему Российской Федерации. При этом указываются следующие основания: