Полномочия
Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. закрепляет норму о компетенции конституционного (уставного) суда субъекта РФ. В силу ч.1 ст.27 вышеуказанного закона к полномочиям конституционного (уставного) суда субъекта РФ могут быть отнесены дела:
о соответствии законов субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ;
о соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта РФ;
о толковании конституции (устава) субъекта РФ.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. №103-О «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части первой статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», уполномоченные органы субъекта вправе наделять свои суды дополнительной компетенцией, но при соблюдении следующих условий:
дополнительные полномочия не должны вторгаться в компетенцию Конституционного Суда РФ, других федеральных судов;
дополнительные полномочия должны соответствовать компетенции субъекта РФ;
дополнительные полномочия должны соответствовать юридической природе и предназначению данных судов.
Следовательно, содержащийся в ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" перечень вопросов, для рассмотрения которых субъекты Российской Федерации могут создавать конституционные (уставные) суды, нельзя считать исчерпывающим. Оспариваемая норма носит не императивный, а диспозитивный характер и одновременно ориентирует на то, какие основные вопросы могут рассматриваться таким судом в случае его создания.
В качестве примера таких дополнительных полномочий конституционного (уставного) суда субъекта можно назвать рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, а также споров с участием органов местного самоуправления субъекта РФ, разрешение жалоб граждан и юридических лиц на правонарушающее законодательство РФ и субъектов РФ; участие в рассмотрении дел о досрочном прекращении полномочий высших должностных лиц субъектов РФ; участие в законодательном процессе субъекта РФ путем осуществления права на законодательную инициативу.
К примеру, Конституционный Суд Республики Татарстан рассматривает споры о компетенции между высшими государственными органами Республики Татарстан, а также между органами власти районов и городов республиканского подчинения. Конституционный Суд республики по запросам Государственного Совета, его постоянных комиссий и комитета парламентского контроля, а также по собственной инициативе дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений президента республики.