Юридическая сила судебных актов

Юридическая сила актов конституционных (уставных) судов, обеспечивающая эффективность конституционного контроля, определяется их местом в судебной системе России. Акты судебных органов конституционного (уставного) контроля субъектов Федерации, так же как и акты Конституционного Суда, обладают свойством обязательности, которое вытекает из положения ч.

1 ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Согласно последнему вступившие в законную силу постановления судов (в том числе конституционных (уставных) судов) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, всех физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.

Если действие вступивших в законную силу судебных актов Конституционного Суда РФ распространяются на всю территорию РФ, то решения конституционных (уставных) судов обязательны для исполнения и соблюдения только на территории субъектов РФ, их действие и сила распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, должностных лиц и граждан субъектов РФ.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" итоговые решения конституционных (уставных) судов окончательные и немедленно вступают в силу после их провозглашения. Они не могут быть отменены органами исполнительной власти и пересмотрены судом. Данный принцип указывает на отличие конституционных (уставных) судов от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а именно на децентрализованный характер конституционного судопроизводства. Между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации нет таких иерархических отношений, как между Верховным Судом РФ и нижестоящими судами общей юрисдикции, между Высшим Арбитражным Судом и нижестоящими арбитражными судами. В них отсутствуют кассационная и надзорная инстанции. Акты региональной конституционной юстиции обладают непосредственным действием и не требуют их утверждения другим органом или должностным лицом.

В законах субъектов РФ о конституционных (уставных) судах оговариваются сроки и последствия неисполнения их решений. Решение конституционного (уставного) суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки в нем не оговорены.

В большинстве субъектов РФ относительно последствий неисполнения решения конституционного (уставного) суда установлены самые общие правовые нормы, которые закрепляют, что неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом и законом субъекта РФ.

Следует отметить, что современное законодательство субъектов Российской Федерации о конституционных и уставных судах в этой части содержит те же правовые нормы, что были в нем установлены в 90-е годы, т.е. в начальный период существования этих судов. Следовательно, и новые, и старые редакции указанных законов не конкретизировали последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения решений конституционных (уставных) судов. Начиная с 2003 г. субъекты Федерации стали вводить в законы о конституционных и уставных судах конкретные правовые нормы об обязанностях органов государственной власти и местного самоуправления по исполнению решений конституционных (уставных) судов.