Стабильность конституции и гарантии ее обеспечения, зарубежный опыт
Материалы / Порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации / Стабильность конституции и гарантии ее обеспечения, зарубежный опыт
Страница 2

Поправки в соответствии с Конституцией допускаются только к главам 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы.

Кроме этого, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.

Положение Конституции о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации, их наименования. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционного статуса субъектов вносятся изменения в ст. 65. При изменении наименования субъектов федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур.

Внесение изменений в конституцию совсем не редкое явление в конституционном развитии. Большинство конституций мира претерпели изменения со времени их принятия. Так, в Конституцию США со времени ее принятия было внесено 27 поправок (предложений о пересмотре конституции в Конгрессе США рассматривалось более десяти тысяч). В Конституцию Финляндии существенные поправки вносились в 1926, 1930, 1943, 1950 годах. В 1974 г. Конституционный комитет разработал важные поправки к конституции, затрагивающие такие серьезные вопросы, как разграничение полномочий президента, других государственных органов, основные экономические и социальные права человека, охрана прав собственности. В 1986 г. в Греции была принята серия поправок к Конституции 1975 г., лишивших президента ряда важных полномочий, в том числе права смещения премьер-министра, права провозглашать чрезвычайное положение, а также ограничивающих его права распускать парламент, объявлять референдум. В Конституцию Российской Федерации 1978 г. в конце 80-х - начале 90-х годов было внесено более 300 поправок.

В то же время конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизменными со времени их принятия (Конституция Японии 1947 г., Конституция Дании 1953 г. и др.).

Не существует проблем изменения конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. Это осуществляется путем принятия обычного закона (Израиль, Индия, Монако, Новая Зеландия, Саудовская Аравия).

Значительно сложнее пересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требование квалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде стран предусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектов федерации, если речь идет о федеративных государствах. Известны и другие способы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование в парламенте через определенный промежуток времени (например, в Греции поправки должны быть приняты Палатой депутатов двух последовательных созывов (ст. 110 Конституции).

В некоторых странах различные части конституции изменяются по-разному. Так, положения Конституции Индии об исполнительной и судебной власти, о выборах президента и другие изменяются решением, принятым двумя третями голосовавших членов обеих палат парламента страны с последующим одобрением не менее половины законодательных собраний штатов. А поправки, связанные с перечнем штатов и союзных территорий, принимаются простым большинством голосов членов парламента.

В некоторых конституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще отдельных положений конституции. Так, в ст. 89 Конституции Франции 1958 г. записано: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В ст. 139 Конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения о республиканской форме правления. Не допускается изменение Основного закона Германии, «затрагивающее разделение федерации на земли, принципы участия земель в законодательстве или принципы, записанные в статьях 1 и 20» (ч. 3 ст. 79); ст. 1 закрепляет неприкосновенность человеческого достоинства и нерушимость и неотчуждаемость прав человека, а ст. 20 - основы конституционного строя. Конституцией Греции запрещено вообще изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики.

Страницы: 1 2 3