Ответственность
за лесонарушенияМатериалы / Правовой режим лесного фонда / Ответственность
за лесонарушенияСтраница 3
Объекты лесных отношений — лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд, и их участки, древесно-кустарниковая растительность.
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Земли лесного фонда - в этот фонд входят лесные и нелесные земли.Леса, не входящие в лесной фонд, - это леса, расположенные на землях обороны, и городские леса.
Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:
• устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
• рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
• несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 Лесного кодекса).
Правовая охрана лесов представляет собой систему мер, реализация которых призвана обеспечить рациональное, неистощительное использование лесов, их защиту и воспроизводство с учетом их экологического значения как природного объекта.
Лесопользование, как и иные виды пользования природными ресурсами, осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования.
Лесное законодательство выделяет леса первой, второй и третьей групп.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
К лесам второй группы ст. 57 ЛК РФ относит леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.
К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса (ст. 58 ЛК РФ).
В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, береста пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок);
4) побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
5) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
6) пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
7) пользование участками лесного фонда для культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Правовое регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, осуществляется на основании соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и лесного законодательства Российской Федерации. ГК РФ устанавливает общие положения о возмещении вреда, а лесное законодательство - особенности возмещения вреда, причиненного лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что российские леса имеют глобальную экологическую ценность и их необходимо беречь.