Обнаружение, фиксация и изъятие материальных следов
Материалы / Обнаружение следов преступления / Обнаружение, фиксация и изъятие материальных следов
Страница 4

В качестве самостоятельных объектов исследования рассматривают и такие следы преступления, как замки, пломбы, закрутки, и иные средства запоров и задвижек.

Типичными вопросами, решаемыми в ходе исследования замков, являются:

- исправен ли запирающий механизм замка, если нет, то пригоден ли он для запирания;

- в отпертом или запертом состоянии замка произведен его взлом;

- орудием какого типа взломан замок;

- можно ли отпереть замок без нарушения целостности бумажного контрольного вкладыша;

- каким способом отперт замок и др.

При исследовании пломб могут быть решены диагностические и идентификационные задачи.

Диагностические задачи заключаются в определении:

- вскрывалась ли пломба, если да, то каким способом;

- не производилось ли повторное навешивание пломбы;

- не повреждена ли часть проволоки (бечевы), находящаяся внутри пломбы;

- каково содержание цифровых и буквенных обозначений на контактных поверхностях исследуемой пломбы и др.

Идентификационные задачи состоят в решении следующих вопросов:

- не образованы ли оттиски на поверхностях исследуемой пломбы конкретными пломбировочными тисками;

- не образованы ли оттиски на поверхностях нескольких пломб одними и теми же пломбировочными тисками;

- не образованы ли повреждения на исследуемой пломбе представленным предметом.

Важнейшими носителями следов преступления трасология считает следы транспортных средств, под которыми понимают:

- следы, отображающие внешнее строение частей и деталей транспортного средства (например, следы протекторов шин на проезжей части, деформации транспортных средств в результате их столкновения);

- предметы, отделившиеся от транспортного средства (например, осколки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора);

- вещества, отделившиеся от транспортного средства (например, капли масла, жидкости системы охлаждения, частицы лакокрасочного покрытия, грязи).

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия могут образовываться и другие следы - следы крови, волочения тела потерпевшего по дорожному покрытию, скольжения его обуви, следы на теле и одежде потерпевшего в виде разрывов и раздавливания отдельных нитей, разрывов ткани, отпечатков складок одежды на теле, следов металлизации на одежде, образуемых в результате ее соприкосновения с хромированными деталями транспортного средства.

Следы протекторов шин, образованные в покое или при свободном вращении колеса, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии, так называемом, движении юзом - к динамическим следам.

На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес.

На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы.

Полнота отображения конструктивных признаков в следах протекторов шин зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес, и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучение следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр.

Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней.

Для колесного транспорта разных видов, марок и моделей предназначаются пневматические шины, различающиеся по посадочному диаметру, ширине профиля шины, рисунку протектора, расположенному на беговой поверхности шины и хорошо отображаемому, как в поверхностных, так и объемных следах.

Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин. В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах.

К общим признакам шин помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного протектора.

К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин.

При движении транспортных средств на дороге происходят различные материально-фиксированные изменения, по которым можно судить о направлении движения транспорта. Определение направления движения транспорта производится по признакам в следах колес и по другим признакам на дороге.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7