Современное состояние и тенденции неосторожных преступлений
Материалы / Прогноз и профилактика неосторожной преступности / Современное состояние и тенденции неосторожных преступлений
Страница 2

Следует подчеркнуть, что неосторожное поведение одного или нескольких человек во многих случаях угрожает опасностью окружающим людям. Достаточно вспомнить трагические события на Чернобыльской АЭС, отравление фенолом питьевой воды в Уфе, взрыв Башкирского газопровода, взрывы воинских складов под Владивостоком, падение самолета на жилой дом в г.

Иркутске, крушения, аварии на автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте.

Только в 2000-2004 гг. от неосторожных преступлений погибло и получило увечья более одного миллиона человек, ежегодный материальный ущерб от них составляет около 5% валового национального продукта.

Ежегодно в России имеют место 700-750 случаев столкновений поездов с автотранспортными средствами на переездах, последствиями которых, помимо значительного материального ущерба и нарушения движения, являются 450-600 человеческих жертв. На железнодорожном транспорте ежегодно отмечается 250-300 случаев уголовно-наказуемых неосторожных деяний, связанных с перевозкой опасных грузов.

В РФ ежегодно случаются сотни тысяч пожаров. Например, в 2003 г. зарегистрировано 294 тыс. 412 пожаров, от которых погибло более 14 тыс. 875 чел., что в 2 раза больше, чем в 2002 г., хотя число пожаров было несколько меньше. Количество при этом уничтоженных строений возросло на 25%, единиц техники - на 40%. Специфическим показателем, характеризующим неосторожную преступность, является уровень виктимности, т. е. количество случаев, когда в конкретное преступное поведение включается правонарушение или иные неправильные действия потерпевших, создающие ситуацию для преступной неосторожности виновных или способствующие ее возникновению. Для неосторожной преступности показатель виктимности составляет около 20%. В некоторых видах неосторожных преступлений этот показатель значительно выше, например в преступно-неосторожных дорожно-транспортных происшествиях.

По результатам наблюдений в течение ряда лет удельный вес всех неосторожных преступлений в общей структуре преступности составляет около 15-20%. Традиционно отмечается довольно высокий уровень латентности этих преступлений (около20%).

Среди неосторожных преступлений около 3/4 приходится на предусмотренные ст. 264 УК РФ нарушения правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта и приравненных к нему механических транспортных средств (трамваи, троллейбусы, мотоциклы, трактора и др.) лицами, управляющими этими средствами. С учетом этого при криминологическом анализе неосторожных преступлений обоснованно делается акцент именно на данной их разновидности. Они составляют около 75% всех неосторожных преступлений. Приблизительно 12-18% составляют преступные нарушения правил охраны и имущества, халатность; 5-8% нарушения правил охраны труда и техники безопасности; 4-6% - неосторожные преступления против личности (убийства, телесные повреждения).- Надо отметить, что фактическая распространенность неосторожных преступлений лишь частично отражается статистическими данными о числе зарегистрированных преступлений (в 2003 г. в РФ было зарегистрировано 293 тыс. происшествий, совершенных по неосторожности и повлекших за собой человеческие и материальные жертвы). Особенно высок уровень латентности среди таких видов преступлений, как нарушение техники безопасности. Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, загрязнение водоемов и воздуха и т. д.

В связи с тем, что в неосторожной преступности основную долю составляют дорожно-транспортные преступления, необходимо подробнее рассмотреть именно эту разновидность уголовно-наказуемых деяний.

Дорожно-транспортные преступления - это совершенные виновно дорожно-транспортные происшествия (ДТП), повлекшие за собой наступление предусмотренных законом последствий. Именно в сфере последствий лежит грань между преступлением и проступком в процессе дорожного движения, поскольку от того, какие наступили последствия (предусмотренные уголовным законом или иными нормами), одно и то же нарушение может быть квалифицировано либо как преступление, либо как административный деликт.

Страницы: 1 2 3