Муниципальные выборы в системе местного самоуправления
Материалы / Муниципальные выборы в системе местного самоуправления
Страница 1

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что муниципальные выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Федеральное законодательство, таким образом, создает необходимые предпосылки демократической однородности выборов на всех уровнях, включая местное самоуправление. Субъекты Российской Федерации принимают законы о порядке проведения муниципальных выборов. Данный вопрос отражается в уставе муниципального образования. При этом формулируемые в названных актах положения не могут противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", но в них могут устанавливаться дополнительные гарантии избирательных прав граждан. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных выборов. Это означает, что названные органы создают необходимые правовые, материально-технические, финансовые и иные условия для таких выборов, не препятствуют их проведению и защищают избирательные права граждан. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы, т.е. выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. Согласно Закону об основных гарантиях избирательных прав период подготовки и проведения выборов начинается со дня официального опубликования решения уполномоченного должностного лица или представительного органа государственной или местной власти о назначении местных выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей эти выборы, отчёта о расходовании средств муниципального бюджета, предназначенных на эти цели. Таким образом, организация выборов – это система установленных законодательством действий субъектов избирательного процесса, направленных на обеспечение конституционных прав граждан избирать и быть избранными.

Субъектами муниципальных выборов называют лиц участвующих в процессе проведения муниципальных выборов. Различаются они функциями, полномочиями, правами и обязанностями. Например, граждане, являясь избирателями, защищены законами об избирательных правах, работники судов и прокуратуры должны осуществлять контроль за соблюдением этих законов, органы местного самоуправления обеспечивать надлежащее проведение выборов, а на избирательные комиссии возложена функция проведения выборов.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом, но, однако, не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом ей может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий данной комиссии составляет четыре года.

Электорат (лат. elektor - избиратель) – круг избирателей, голосующих за какую-либо партию или кандидата на выборах; вообще – совокупность всех избирателей. То есть это граждане (или население) проживающие на территории муниципального образования. Избирателями могут быть только граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории данного муниципального образования, достигшие на момент выборов возраста 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Государственные и иные органы:

Суды общей юрисдикции уполномочены назначать своим решением муниципальные выборы, если они не были назначены в установленные сроки ни представительным органом, ни избирательной комиссией.

Прокурор вправе осуществлять надзор за соблюдением законодательства в области охраны права избирать и быть избранным, а также направлять на рассмотрение суда материалы свидетельствующие о нарушении избирательных прав и порядка проведения муниципальных выборов.

Кандидаты – это граждане РФ (именно граждане РФ), зарегистрированные в установленном порядке избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты или на иную выборную должность, достигшие 21 года, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Причём устанавливаемый срок обязательного проживания не может превышать одного года. Не может стать кандидатом гражданин, признаный судом недееспособным или, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении до их регистрации этой избирательной комиссией.

Страницы: 1 2 3 4 5