Полномочия и функции Европейского парламентаМатериалы / Статус Европейского парламента / Полномочия и функции Европейского парламентаСтраница 4
Практически ни одним из перечисленных полномочий Европейский парламент не располагает. Эти полномочия осуществляет не парламентское учреждение, а Совет. За Европейским парламентом сохраняется право на получение информации, в частности, о принимаемых мерах по проведению международных переговоров, подготовке и заключению международных соглашений.
В отдельных случаях решению Совета о заключении международного договора должно предшествовать получение консультативного заключения со сторон Европейского парламента. Можно отметить как позитивную тенденцию тот факт, что круг международных соглашений, по которым запрашивается консультативное заключение Парламента, расширяется все больше и больше. Наконец, особо следует подчеркнуть, что в отдельных случаях вступление соглашения в силу зависит от одобрения Европейского парламента, которое дается на основе процедуры принятия положительного совпадающего заключения. Применение такой процедуры, с одной стороны, открывает Парламенту возможность сказать решающее слово в том, что касается одобрения или неодобрения выработанного международного соглашения с третьими государствами или международными организациями, и, с другой стороны, исключает возможность внесения каких бы то ни было поправок и проведение длительных дебатов. При применении процедуры совпадающего позитивного заключения Парламент может проголосовать только "за" или "против" одобрения соответствующего соглашения [10 с. 110].На практике Европейский парламент участвует в осуществлении внешнеполитических функций не столько за счет наделения его правом вынесения самостоятельных решений, сколько путем довольно активного обсуждения различных проблем международного развития или ситуаций, складывающихся в отдельных районах мира, непосредственно на своих пленарных заседаниях. Так, в ходе парламентской сессии 1998 г. на пленуме Парламента обсуждались такие вопросы, как проведение общеевропейской конференции, ориентация переговоров о заключении новых соглашений о сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, относительно политики безопасности и обороны и осуществления общей внешней политики и политики безопасности в 1997 г. Парламентарии рассматривали также ситуацию в бывшей Югославии, обсуждали вопрос о мирном процессе на Ближнем Востоке, о положении в Ираке, о положении в Алжире, о взаимоотношениях с Соединенными Штатами и Россией, а равно со странами Латинской Америки. Вполне естественно, что рассмотрение всех этих вопросов не входит непосредственно в компетенцию Европейского парламента, или, говоря точнее, Европейский парламент не наделен правом принятия обязательных решений по данному кругу вопросов. Их обсуждение в стенах Европейского парламента скорее должно отразить определенные настроения и подходы различных политических сил в странах европейского союза. Как правило, эти вопросы ставятся на обсуждение по инициативе отдельных депутатов, парламентское групп или парламентских комиссий. Рассмотрение такого рода вопросов обычно завершается принятием деклараций, которые не порождают прямых юридических последствий.
Можно обратить также внимание на то, что Европейский парламент поддерживает активные и многосторонние связи с национальными парламентами, как государств-членов, так и третьих государств.
В распоряжении Европейского парламента находятся многочисленные технические службы и служба переводов, которые объединяются секретариатом Европейского парламента. По состоянию на конец 1998г. на штатных должностях в этих службах было занято 3489 человек на постоянной основе и 603 служащих были заняты по контракту на временной основе. Размещаются службы секретариата в г. Люксембурге, и соответственно при проведении сессии или заседаний комитетов в Страсбурге и Брюсселе многочисленные досье, а нередко и архивы перемещаются из одного центра в другой.