Внутренняя структура и порядок работы парламентаМатериалы / Статус Европейского парламента / Внутренняя структура и порядок работы парламентаСтраница 2
Большинство обычных рутинных заседаний Парламента проходит при весьма низкой активности депутатов. Нередко на этих заседаниях присутствует всего лишь несколько десятков парламентариев. Назвать зал заседаний в эти дни полупустым будет явным преувеличением.
И лишь в тех случаях, когда обсуждаются наиболее важные и существенные вопросы или заслушиваются выступления руководителей Совета или Комиссии, зал, в котором заседают депутаты, равно как и галереи для публики, бывает заполнен до отказа. Впрочем, сказанное относится к заседаниям Парламента, проходившим в помещении Ассамблеи Совета Европы. Возможно, новое здание, предназначенное для Европейского парламента, введение в строй в 1999г., будет эксплуатироваться более интенсивно и рационально.Об интенсивности работы Европейского парламента можно судить по некоторым статистическим данным за 1998г. В этом году состоялось семь очередных заседаний легислатуры: в январе, марте, мае, июле, октябре, ноябре и декабре. В ходе этих заседаний было вотировано 215 консультативных заключений, из которых 138 содержали предложения о поправках, адресованные Комиссии. Рассмотрено 38 предложений на основе процедуры сотрудничества в первом чтении. В 37 случаях предложены поправки к проекту акта. Во втором чтении внесено 24 предложения (в 18 случаях Парламент предложил изменение общей позиции, одобренной Советом). За тот же период в рамках процедуры совместного принятия решений принято 41 заключение после первого чтения, предложения о поправках утверждены в 32 случаях, 43 заключения принято по итогам второго чтения, в 22 случаях внесены поправки к общей позиции Совета и 11 решений принято при рассмотрении проекта в третьем чтении. Четыре раза обращался Парламент к голосованию по вопросу о совпадающей позитивной резолюции, причем во всех четырех случаях эти предложения были одобрены. Иные заключения Парламента, главным образом по докладу или сообщению Комиссии, были рассмотрены 135 раз. Вопросы бюджетного характера выносились на обсуждение и рассматривались 16 раз. Кроме того, Парламентом рассмотрено значительное число докладов и резолюций, предложенных депутатами или комитетами. Парламентом вотирована за тот же период 51 резолюция, главным образом в результате обсуждения заявлений других институтов или в связи с устными вопросами Совету и Комиссии, а тот же период рассмотрено 107 резолюций по срочным и особо важным вопросам, завершавшим соответствующие дебаты. Кроме того, принято 10 резолюций по иным вопросам.
Проведя исследование на тему: «Статус Европейского парламента», сделаем выводы.
Европейский парламент чаще всего характеризуют как представительный орган Европейских сообществ и Европейского Союза. Эта формулировка основывается, прежде всего, на положениях ст. 137 Договора о ЕС. Согласно данному постановлению Европейский парламент состоит из представителей народов государств-членов, объединенных в Сообществе. Это положение существенным образом отличает институциональную структуру Сообществ и Союза от схожих структур, функционирующих в рамках международных организаций. В этих последних представительные органы в лице Генеральной ассамблеи или ей подобных органов обычно представляют собой собрание официальных представителей, делегированных государствами — участниками международной организации. В рамках Европейских сообществ первоначально был воспринят аналогичный порядок формирования Парламентской Ассамблеи. Однако уже в 1976 г. было достигнуто соглашение о проведении прямых выборов в Ассамблею на основе применения всеобщего избирательного права. Оно оформлено решением Совета № 76/787, принятым в том же году.
Европейский парламент обладает полномочиями, которые традиционно присущи парламентским учреждениям в современных государствах. Это, во-первых, законодательные полномочия, во-вторых, вотирование бюджета и отчета о его исполнении, в-третьих, контроль за деятельностью органов управления, в-четвертых, осуществление внешнеполитических полномочий. Отличие и своеобразие в осуществлении этих полномочий Европейским парламентом связаны с его статусом, местом и ролью в общей системе институтов Сообществ и Союза. Оно обусловлено также спецификой осуществления этих полномочий, которые в значительной мере лимитированы как действующим законодательством, так и отсутствием в большинстве случаев самостоятельности в принятии решений.
Детально организация и процедура Европарламента определены Регламентом. Этот довольно объемный документ, ставший карманной книгой всех депутатов и чиновников Европарламента, детально расписывает полномочия и положение руководящих органов парламента — председателя и бюро, постоянных и временных комиссии, проведение прении в самом парламенте и его органах, порядок принятия решений, права и обязанности депутата, правовое положение политических групп. Основными руководящими органами Европейского парламента являются председатель и бюро, включающие председателя, его 14 заместителей и квесторов (с правом совещательного голоса).