Анализ учетных документов следователем
Материалы / Понятие, виды и значение документов в расследовании / Анализ учетных документов следователем
Страница 1

В ряде случаев при расследовании дел о хищениях и других так называемых "экономических" преступлений с целью выдвижения версий, установления способа совершения преступления, определения вида требуемой экспертизы и подготовки материалов для нее следователь должен использовать анализ учетных документов.

В самом общем виде метод документального анализа может быть предоставлен как ретроспективное исследование проявляющихся в особенностях внешнего оформления или в содержании учетных документов, характеризующих процесс формирования бухгалтерских документов как источников первичной учетной информации.

Документальное несоответствие обнаруживается в виде:

противоречий в содержании отдельного учетного документа;

противоречий в содержании учетных документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные хозяйственные операции;

противоречий в содержании учетных документов, отражающих однородные хозяйственные операции и др.

Задачи документального анализа, как ретроспективного исследования процесса составления учетных документов, свидетельствует о том, что независимо от субъектов, применяющих данный метод, его наиболее общей задачей всегда остается определение соответствия (или несоответствия) исследуемого процесса установленным нормам, правилам и инструкциям.

По признаку соблюдения правил составления все бухгалтерские документы, подразделяют на доброкачественные и недоброкачественные.

Доброкачественные документы должны отвечать следующим требованиям:

Формальные требования.

Требование законности. Полноценный бухгалтерский документ должен отражать законную по своему содержанию операцию.

Требование действительности. Доброкачественные бухгалтерские документы отражают такие хозяйственные операции, которые на самом деле были совершены. Такие документы в соответствующих случаях могут быть приобщены к делу как письменные документы или документы вещественные доказательства.

Документы, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных требований, являются недоброкачественными.

В зависимости от того, какое требование нарушено, недоброкачественные документы могут относиться к одной из следующих групп:

1. Неправильно оформленные:

а) использование бланков не установленной формы (например, в нарушение правил для учета определенных операций не применялись бланки строгой отчетности) или нарушался способ их заполнения (вместо машинного использовался ручной и т.п.);

б) не были заполнены все необходимые реквизиты (например, платежные ведомости без подписи руководителя учреждения, инвентаризационная опись без даты); их часто называют недооформленными;

в) использованы ненадлежащие реквизиты (расходный кассовый ордер, в котором в качестве распорядителя кредитов расписалось лицо, не имеющее на это полномочий).

2. Недоброкачественные документы, отражающие незаконные по содержанию операции.

К незаконным по содержанию операциям относятся документы, составленные с нарушением действующих законов и правил (например, расходный кассовый ордер на выдачу нового аванса лицу, которое не считалось в расходовании ранее полученных в подотчет денег), а также документы, составленные с нарушением действующих норм и расценок (акт на списание израсходованных при проведении капитального ремонта материалов по завышенным нормам расхода, наряд, в котором завышены сдельные расценки и т.д.).

Внутренние противоречия в отдельном учетном документе обнаруживают, исследуют с помощью формальной, нормативной и арифметической проверки.

Формальная проверка или внешний осмотр документа включает в себя два основных последовательных этапа: анализ соблюдения установленной формы документа и детальное изучение образующих его реквизитов.

Различают два вида противоречий в документах – формальные и логические.

Формальные противоречия находят, сопоставляя тождественные элементы разных реквизитов, например, название организации в штампе и печати на одном и том же документе.

Логические обнаруживают, сопоставляя сочетания реквизитов с общепринятым представлением о нормальной хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

При правильной организации первичного учета многие документы составляются в двух и более экземплярах, каждый из которых при разном хозяйственном назначении полностью тождественного по своему содержанию со всеми другими экземплярами. В зависимости от хозяйственного назначения экземпляры документа, могут находиться в разных отделах одного и того же предприятия (экземпляры заборного листа, приложенные к отчету заведующего производством столовой и к отчету буфетчика); в хозяйственной организации и на руках отдельных граждан (экземпляры квитанции на сдачу-приемку сельскохозяйственной продукции), в различных взаимосвязанных предприятиях (поставщики и покупатели).

Страницы: 1 2