Предоставление убежища
Страница 1

Институт убежища как самостоятельный институт начал развиваться в 18-19 в. Первые международные документы, касающиеся убежища, были приняты в регионе Латинской Америки, уже в 1928 г. была принята Гаванская конвенция о предоставлении территориального убежища, в 1954 г.

– Каракасская конвенция о предоставлении дипломатического убежища.

Убежище рассматривается:

ü как элемент предоставления статуса беженца;

ü как самостоятельный институт (не рассматривается как элемент статуса беженца).

Политические мигранты – лица, которые преследуются в своей стране по политическим, национальным, религиозным мотивам.

Предоставление убежища закреплено в К. РБ.

Первый международный документ – Декларация ГА ООН о территориальном убежище 1967 г.:

· предоставление убежища – суверенное право государства;

· ни одно государство не должно воспринимать предоставление убежища каким-либо государством гражданину первого как недружелюбный акт.

Виды убежища:

1) территориальное;

2) дипломатическое (иностранным гражданам в иностранных дипломатических и консульских учреждениях либо на борту военного корабля).

Территориальное убежище признается всеми государствами. С дипломатическим убежищем сложнее: согласно ст. 41 Венской конвенции о внешних сношениях, помещение дип. представительства не может использоваться в целях, не соответствующих их функциям.

Государство относится по-разному к вопросу о предоставлении дипломатического убежища. Его признают латиноамериканские государства. Большинство государств его не признают.

США и UK признают право своих дип. представительств предоставлять убежище, но отрицательно относятся к тому, чтобы иностранные посольства предоставляли убежища каким-либо лицам.

Франция и Бельгия разрешают только латиноамериканским странам предоставлять убежище в своих посольствах, которые находятся на территории Франции либо Бельгии. Убежище следует отличать от укрытия в дипломатическом представительстве. Укрытие предоставляется при чрезвычайной ситуации и носит строго временный характер.

Best, или seat in – лицо находится в диппредставительстве не потому, что оно преследуется, а для решения каких-либо собственных целей.

Что характерно для дипломатического убежища? Что может предпринять страна, не признающая его? В силу Венской конвенции – ничего. Может быть нота протеста или оценка как недружественного акта. Могут лишить света, газа, воды. Т.к. у дипломатического представительства неприкосновенность на территории страны пребывания (иммунитет).

Чем отличается от предоставления статуса беженца? На убежище могут претендовать политические мигранты, индивидуальный порядок – т.е. лица известны в МО своей деятельностью.

РБ различает по процедуре предоставление убежища и предоставление статусов беженца. Предоставление убежища – Положение о предоставлении иностранным гражданам и ЛБГ убежища в РБ, его утрате и лишении (2006 г.)

Процедура предоставления убежища:

v лицо должно уже находиться на территории РБ и законно проживать на ней;

v обратиться с заявлением в орган внутренних дел по месту временного проживания или временного пребывания;

v к заявлению прилагаются документы или сведения, подтверждающие наличие оснований для предоставления убежища;

v запрашивает МИД и КГБ относительно ситуации. Они представляют заключения о целесообразности предоставления иностранцу убежища;

v после рассмотрения всех документов – направление дела в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РБ.

Убежище не предоставляется иностранцам:

ü совершившим преступления против мира, военные преступления или преступления против человечности;

ü совершившим тяжкое преступление неполитического характера за пределами Республики Беларусь до прибытия на ее территорию;

ü виновным в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

ü привлеченным в РБ в качестве обвиняемых по уголовному делу либо в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда РБ;

ü имеющим гражданство третьего государства, где они не преследуются за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность;

ü получившим отказ в предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь вследствие отсутствия вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности;

Страницы: 1 2