Эффективность государственного контроля и условия ее повышения
Материалы / Формы и виды контроля в системе государственного управления / Эффективность государственного контроля и условия ее повышения
Страница 2

Определение эффективности государственного контроля как соотношения между результатом его деятельности и поставленной целью - это общее содержание исследуемой категории. В этом аспекте следует отметить, что, безусловно, об эффективности можно говорить только тогда, когда контроль действует, реализуется, а не просто провозглашается.

Проблема эффективности государственного контроля - это, прежде всего, проблема результативности ее функционирования, достижения поставленных целей. Воплощение целей в конкретные результаты есть неотъемлемый элемент эффективности субъектов государственного контроля. Критерий эффективности, прежде всего, состоит в степени достижения соответствующих ценностей, определенных результатов, а сама эффективность выступает как осуществленная цель.

Приведенные подходы относительно эффективности не являются исчерпывающими. Анализ научных подходов в юридической литературе относительно понятия эффективности позволяет его определить как отношение стоимости затрат на обеспечение деятельности к стоимости результатов данной деятельности. Несмотря на значительный научный интерес к данной проблематике, теоретическое обоснование сущности и условий повышения эффективности государственного контроля остается недостаточно исследованным. В контексте изучения этой проблематики заслуживают внимания условия повышения эффективности, которые необходимы для повышения эффективности государственного контроля.

К основным условиям повышения эффективности государственного контроля относят: 1) изучение общественного мнения; 2) координацию деятельности контролирующих органов; 3) модернизацию системы средств массовой информации; 4) информационную политику, открытость и доступность органов государственной власти.

Предлагаем рассмотреть подробнее каждое из вышеупомянутых условий повышения эффективности государственного контроля.

1. Изучение общественного мнения. Данный метод весьма востребован в странах Западной Европы, США, Австралии, так как он помогает оценить эффективность проводимой государственной политики, выявить недостатки в работе отдельных органов власти и управления, определить нужды и потребности граждан и т.п.

Результаты изучения общественного мнения о деятельности государственной власти позволяют установить удовлетворенность граждан степенью законности, качеством деятельности органов государственной власти. Таким образом, изучение общественного мнения необходимо для оценки результативности самого управления.

2. Координация деятельности контролирующих органов. Координация позволяет взаимодействовать в русле законности и правопорядка и исключает дублирование межведомственных полномочий. [Поддерживая эту позицию, В. Беляев и О. Брежнев подчеркивают, что координация позволяет исключить параллелизм, межведомственные противоречия и т. п. Общую координацию контрольных полномочий государственных служб, на которые возложен отраслевой надзор и контроль, в будущем должен осуществлять специально созданный государственный орган власти.

В свою очередь С. Денисов, исследуя проблему формирования контрольной ветви государственной власти и ограничения коррупции, наряду с другими, называет координирование действий всех государственных контрольных органов в качестве формы осуществления контрольной функции.

3. Модернизация системы средств массовой информации. Необходимо отметить острую необходимость в модернизации системы средств массовой информации, как необходимого средства повышения эффективности контроля. Существует ряд проблем в сфере деятельности средств массовой информации, которые требуют своей реализации и дополнительного правового регулирования.

Страницы: 1 2 3 4