Лицензирование как форма государственного регулированияМатериалы / Лицензирование отдельных видов деятельности в Республике Беларусь / Лицензирование как форма государственного регулированияСтраница 2
Ряд авторов считают, что определение специфических целей и задач лицензирования возможно при сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, в частности с институтами государственной сертификации и валютного контроля Вопрос о специфике лицензирования как особой формы государственного контроля с помощью правовых запретов и ограничений имеет практическое значение.
В отношении лицензирования как особого вида деятельности государственных органов существует большое количество правовых ограничений. Эта классификация может осуществляться по различным критериям - например: по видам госорганов, осуществляющих лицензирование, сроками действия лицензии, размеру платежей за выдачу лицензии и т.д. Данные ограничения никак не могут быть обойдены или заменены какой-то другой формой контроля, сходной с лицензированием, но носящей другое название.Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.
Белорусское законодательство содержит многочисленные примеры подобных правоотношений в сфере лицензирования предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся сертификация товаров и услуг, отношения в области антимонопольной политики, валютного контроля и т.д. Аналогично указанным видам отношений государство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Большинство как теоретиков, так и практиков, отмечают, что лицензирование является единым комплексным административно-правовым режимом, в основе которого лежат общие принципы, к которым относятся законность, обязательность, публичность, заявительный характер, платность, достоверность, открытость; особенности отдельных лицензионных режимов определяются его целевым назначением в зависимости от вида реализуемого публичного интереса.
Считаю необходимым согласиться с мнением Куликовой Т.В. о том, что обоснован методологический подход к классификации видов лицензирования на основе единого критерия – реализуемого посредством исполнительной власти публичного интереса, дифференцированного по характеру, уровню и содержанию, на основе которого выделяются следующие виды лицензирования:
- по характеру публичного интереса (публично-функциональной направленности):
а) лицензирование, направленное на охрану общественного порядка и обеспечения национальной (государственной) безопасности;
б) лицензирование, направленное на обеспечение прав и свобод граждан.
- по уровню публичного интереса:
а) лицензирование, направленное на реализацию общегосударственного интереса;
б) лицензирование, направленное на реализацию публичного интереса субъектов;
- по содержанию публичного интереса:
а) лицензирование в экономической сфере;
б) лицензирование в административно-политической сфере;
в) лицензирование в социально-культурной сфере.
Лицензионное производство представляет собой разновидность управленческого процесса как административно-процессуальной формы, в которой осуществляется деятельность органов исполнительной власти по применению норм лицензионного права как административно-правового института. Правовое значение опосредования лицензирования категорией административного процесса состоит в обеспечении легитимности лицензионных правовых актов; нарушение требований административно-управленческой процессуальной формы должно влечь незаконность последнего.
Вновь обращаясь к Куликовой Т.В., отметим обоснованность необходимости разграничения и правового закрепления двух видов процедур, образующих содержание лицензионного производства: общие и специальные; общие процедуры, в свою очередь, могут дифференцированы на обязательные и факультативные. К общим обязательным процедурам относятся возбуждение лицензионного производства, лицензионная экспертиза, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии, оплата лицензионного сбора; к общим факультативным относятся: переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществление текущего контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, применение мер принуждения за их несоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление и аннулирование лицензии. К специальным лицензионным процедурам относятся процедуры, отражающие специфику отдельных видов лицензирования, обусловленную характером лицензируемого объекта.