Некоторые проблемы реализации законодательства в сфере религии
Материалы / Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в России / Некоторые проблемы реализации законодательства в сфере религии
Страница 2

- создавать образовательные учреждения, а также учреждать средства массовой информации;

- создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного персонала;

- приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.

Также, в соответствии с Заключением Уполномоченного по правам человека, дискриминационным является противоречащий как Европейской конвенции, так и Международному пакту "О гражданских и политических правах" п. 2 ст. 13 Закона, который гласит, что представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о свободе совести, право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение закона противоречит п. 2 ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который гласит: "свобода исповедовать свою религию . подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц". Это исчерпывающий список предусмотренных Конвенцией законных ограничений права на свободу религии.

Закон о свободе совести предусматривают возможность совершения религиозных обрядов и церемоний в воинских частях, в местах лишения свободы и местах содержания под стражей, согласно п. 3 и п. 4 ст. 16. Проблема заключается в том, что практические гарантии реализации этих прав в Законе отсутствуют.

Важно отметить, что отмеченные выше проблемы в определенной степени проявляются в повседневной жизни. Это выражается в позиции органов государственной власти, по отношению к тем или иным конфессиям. Как следствие СМИ в некоторых случаях создают определенный образ того, какое положение в обществе занимают те или иные конфессии и, таким образом формируют общественное мнение. В качестве примера можно привести присутствие государственных деятелей на религиозных церемониях во время религиозных праздников. Как частное лицо Президент Российской Федерации, может посетить церковь во время богослужения. Но поскольку происходит это обычно только в самые большие праздники и в главном кафедральном соборе, где обряд осуществляется Патриархом, появление на такой церемонии Президента выглядит как бы политическим шагом, выражением косвенной государственной благосклонности к данной религии. Не принадлежа к другим вероисповеданиям, Президент не посещает, например, мечеть, синагогу или буддийский храм во время больших праздников соответствующих религий. В свою очередь региональные лидеры, следуя данному примеру, посещают по торжественным поводам храмы тех религий, к которым сами принадлежат. Невольно дается пища для размышлений о государственных предпочтениях в отношении к конфессиям.

В качестве примера также можно привести Амурскую область. В Амурской области сильные позиции занимает Русская Православная церковь во главе с архиепископом Благовещенским и Тындинским Гавриилом. В 2008 году после инаугурации, губернатор Олег Кожемяко получил благословение от архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила, а также принял в дар от него икону Спаса Вседержителя.

Этот акт освещался в СМИ.

В других регионах России ситуация складывается по-разному. Например, в республиках, где значительная часть населения исповедует ислам, по-своему складывается политика в отношении этой конфессии. В таких республиках как Чечня, Татарстан, Тыва, Удмуртия и некоторых других, активно поддерживается ислам, строятся мечети, справляются религиозные праздники. Органы власти, так или иначе, содействуют этому. В Бурятии активно поддерживается буддизм, строятся дацаны, справляются религиозные праздники.

В Амурской области можно отметить, что представители органов власти, силовых структур в большей степени поддерживают Русскую Православную церковь.

Например, в план правительства Амурской области за сентябрь, В графе мероприятий значится крестный ход с чудотворной Албазинской иконой Божией Матери. Ответственный - министр культуры Самарин

В 2008 году архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил встретился с главным федеральным инспектором по Амурской области аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ДФО Александром Одиноковым. Встреча проходила в конференц-зале Благовещенской епархии. Новый главный инспектор, вступивший в эту должность 15 января, захотел лично познакомиться с Правящим Архиереем, узнать из первых уст, какими заботами и проблемами живет Благовещенская епархия, сколько храмов и приходов объединяет.

Страницы: 1 2 3 4