Исторические формы семьи и брачных отношений
Материалы / Правовые основы заключения брака / Исторические формы семьи и брачных отношений
Страница 1

Сведения о семейном укладе нардов, населяющих территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны.

Летописи говорят о том, что у полян уже сложились моногамная семья, у других же славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей – еще сохраняется полигамия.

Семейные отношения в этот период регулируются обычным правом. В различных источниках содержаться указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как описывается в летописи, имели обычай похищать себе на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. Существуют и многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и еще один способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласия невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой. Брак заключается по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое.

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа, поэтому в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера.

С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права, состоящего из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен и постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги. Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение византийским законодательством обычного семейного права происходило медленно. Церковное венчание, веденное в 11 веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитком язычества. Особенно был распространен обряд заключения брака «у воды». Церковь постоянно боролась с этими обычаями за ведение канонической формы брака.

Согласно установлениям Кормчей книги венчанию предшествовало обручение - сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка – заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании. Обручение связывала жениха и невесту почти так же, как брак, нарушение верности жениху рассматривалась в качестве прелюбодеяния. Был установлен возраст вступления в брак – 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был предусмотрен, но священникам предписывалась отказываться венчать престарелых лиц. Обращалось внимание и на то, что между вступающими в брак не должно быть «великой разницы в летах». Запрещались браки с близкими родственниками; между лицами, состоящими в духовном родстве, основанного на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступать в брак при наличии другого нерасторгнутого брака. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Однако в действительности в тот период согласие невесты практически никогда не спрашивалось. Запрещалось вступление в четвертый брак. В своде канонического права 1551 года приводятся по этому поводу слова Григория Великого: «Первый брак - закон, второй – прощение, третий законнопреступление, четвертый - нечестие, свинское есть житие».

Не позднее чем за две недели до венчания три раза в подряд в праздничные дни в приходе жениха и невесты оглашалась имена лиц, вступающих в брак. При этом всем, знающим о препятствиях к браку, предлагалось заявить о них. Прежде всем венчать, священнику предписывалась также производить «обыск» - выяснения у родственников жениха и невесты и других лиц, нет ли препятствий к браку.

Венчание производилось только священником, обозначенным в венчальной записи не менее двух свидетелей.

Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняется. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. Сам же церковный брак признавался таинством, совершаемым на небесах, направленное на наиболее полное физическое и духовное общение супругов. Однако духовная сторона христианского брака не получает существенного развития в России того периода. Она рассматривалась достаточно примитивно и формально: только как общность религиозной жизни. С этим связан и запрет на вступление в брак с нехристианами. До московского периода замужние женщины пользовалась относительной свободой, затем наступила так называемая «эпоха терема», когда женщины из верхним слоев общества не общались практически ни с кем , кроме ближайших родственников. За убийство жены муж подвергался легкому наказанию, а жена, убившая мужа, живой закапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога.

Страницы: 1 2 3