Понятие и виды конституционного контроля, органы конституционного контроля
Материалы / Судебная власть и конституционный контроль в зарубежных странах / Понятие и виды конституционного контроля, органы конституционного контроля
Страница 2

В случае абстрактного конституционного контроля в конституционный суд могут обращаться различные органы власти, иногда группы парламентариев, но никогда частные лица. При конкретном конституционном контроле в конституционный суд могут обращаться частные лица (с конституционной жалобой) и государственные органы (прежде всего суды), рассматривающие конкретное дело.

- полный - охватывает всю систему общественных отношений и частичный - распространяется лишь на определенные сферы общественных отношений, защите подлежат не все урегулированные конституцией отношения (ст.148 Конституции Турции 1982г.).

- консультативный - проверка акта на соответствие конституции, при которой решение органа конституционного контроля не имеет обязательного характера (абз.3 ст.107 Конституции Литвы 1992г.) и постановляющий - решение органа конституционного контроля носит обязательный характер (п1. ст.164 Конституции Испании 1978г.)

- имеющий обратную силу (ex tunc) - решение имеет обратную силу и акт или норма, признанные неконституционными, считаются недействительными с момента их издания или вступления в силу (п.2 ст.127 Конституции Словакии 1992г.) и не имеющий обратной силы и действующий на будущее (ex nunc) - решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия акта или нормы остаются в силе (ч.5 ст.153 Конституции Турции 1982г., ч.2.ст.145 Конституции Румынии 1991г.).

В зависимости от конституционных решений органами могут быть:

1) глава государства, Парламент, Правительство, Суды общей юрисдикции. Административные суды, которые осуществляют конституционный контроль либо специально наряду с другими своими функциями, либо в ходе осуществления других своих функций;

2) специализированные органы конституционного контроля, которые бывают либо судебными, либо квазисудебными (частично) - конституционный суд Российской Федерации, Конституционный Совет во Франции.

Политический контроль осуществляется правительством, парламентом.

Судебный контроль имеет две разновидности:

1) американская система, при которой конституционность законов и других актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, если суд признает закон неконституционным, то дело доходит до Верховного суда, решения которого по вопросу о конституционности закона обязательны для всех судов. Неконституционный закон лишается судебной защиты: формально действуя, он утрачивает юридическую силу. Если в США, Японии, Норвегии конституционность закона вправе проверять любой суд, то в некоторых странах (Индия, Австралия) это может делать только Верховный суд и после того, как дело поступит к нему па рассмотрение;

2) европейская система предполагает создание квазисудебных органов конституционного контроля (Франция).

Иногда выделяют смешанную модель конституционного контроля - структура органов конституционного контроля сочетает элементы различных систем (американской и европейской моделей). Контроль осуществляется различными органами в отношении различных актов, имеющих различное происхождение (ст.100 Конституции Греции 1975г.).

Страницы: 1 2