Нормативное правовое обеспечение реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации
Материалы / Общая характеристика программ противодействия коррупции субъектов Российской Федерации / Нормативное правовое обеспечение реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации
Страница 1

В настоящее время в субъектах Российской Федерации сформирована необходимая для регламентации вопросов противодействия коррупции правовая основа.

Центральное место в ней занимают законы субъектов Российской Федерации о противодействии коррупции.

Кроме того, правовую основу составляют нормы, являющиеся частью правовых актов, регламентирующих вопросы государственной гражданской службы, муниципальной службы, статуса отдельных государственных органов субъектов Российской Федерации, обеспечения правотворческой деятельности и др. Указанное законодательство имеет стратегическое значение для формирования и реализации программ и планов противодействия коррупции субъектов Российской Федерации.

Специальные законы о противодействии коррупции приняты во всех субъектах Российской Федерации, за исключением города Москвы – органы законодательной власти Москвы не пошли по пути принятия самостоятельного закона, а реализовали соответствующие законодательные полномочия путем внесения изменений в законодательные акты, затрагивающие вопросы противодействия коррупции. Что касается регламентации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то этот вопрос регулируется в основном актами подзаконного уровня (постановлениями законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, актами высших должностных лиц или высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации); соответствующие законы приняты только в отдельных субъектах Российской Федерации.

Следует отметить, что в целом особенностью правового регулирования противодействия коррупции на уровне субъектов Российской Федерации является большой удельный вес в правовой основе подзаконных нормативных правовых актов, что имеет вполне объективный характер и обусловлено наличием значительного числа административных процедур в указанной сфере отношений.

Принятие законодательства субъектов Российской Федерации в сфере противодействия коррупции соответствует современным подходам к разграничению предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами Федерации. В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов обеспечения законности и правопорядка находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Административное законодательство также является предметом совместного ведения (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Правовое регулирование указанных вопросов в части установления основных принципов противодействия коррупции, правовых и организационных основ предупреждения коррупции относится к ведению Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения находятся такие сферы правового регулирования, как государственная собственность субъекта Российской Федерации и управление ею, бюджет субъекта Российской Федерации, региональные налоги и сборы, государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации и др.

Указанные положения Конституции Российской Федерации были учтены при создании Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающего основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Из содержания указанного Федерального закона следует, что установленные им нормы права адресованы всем государственным органам и являются обязательными для них. Из понятия «противодействие коррупции» следует, что это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Несмотря на то что положения федерального законодательства в части разграничения полномочий в сфере противодействия коррупции представляются вполне четкими, на практике возникают отдельные проблемы. Дело в том, что противодействие коррупции нельзя в безусловном порядке отнести к полномочиям федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов. Оно предполагает использование целого комплекса мер, при этом часть из них может быть отнесена к ведению Российской Федерации, часть – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, отдельные вопросы – к ведению субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6