Принципы, цели, задачи и функции аттестации
государственных служащихМатериалы / Аттестация госслужащих / Принципы, цели, задачи и функции аттестации
государственных служащихСтраница 1
Аттестация как правовой институт в системе государственной службы имеет свои принципы, цели, задачи и функции.
К основным принципам аттестации относятся те, которыми руководствуются во всех государственных и муниципальных органах, в которых проводится аттестация.
К их числу относятся: законность; объективность; гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и комплексность аттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестации государственного служащего, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии, действенность аттестации.Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" в ст.24 определяет, что аттестация проводится в целях:
а) определения уровня профессиональной подготовки;
б) определения соответствия занимаемой должности;
в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда;
г) совершенствования деятельности государственного органа.
Вышеперечисленные цели можно дифференцировать и сказать о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т.п.
Л.Л. Попов, называя цели аттестации государственных служащих, указывает, что аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должности гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Основной задачей аттестации госслужащих является определение соответствия государственных служащих занимаемым должностям. Однако, в ходе проведения аттестации решается ряд других дополнительных задач, в частности:
выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.
Также, по мнению А.В. Куракина и А.А. Савостина, в более широком понимании аттестация решает следующие задачи:
соблюдение принципов государственной службы;
обеспечение дисциплины и законности в системе государственной службы;
формирование профессионального кадрового потенциала государственных органов;
выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью продвижения его по службе;
применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования;
обеспечение реального функционирования механизма продвижения государственных служащих по служебной лестнице;
поддержание стабильности в системе государственной службы;
стимулирование повышения квалификации и профессионализма государственных служащих.
Функции аттестации государственных служащих можно подразделить на явные и скрытые.
Явной функцией аттестации государственного служащего является установление факта соответствия занимаемой государственной должности государственной службы. Явными являются и возможные компоненты, связанные с проведением аттестации. К примеру, график проведения аттестации. График проведения аттестации дает возможность аттестуемому государственному служащему подготовиться к аттестации и присутствовать при ее проведении. Аттестация государственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении или сохранении социального положения аттестуемого государственного служащего. Характеристика фиксирует сильные и слабые стороны аттестуемого государственного служащего.
Скрытые функции аттестации государственного служащего: придание большого веса принятым ранее кадровым решениям, углубление знакомства с подчиненными, их возможностями и способностями, придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы, мотивация и стимулирование труда, планирование карьеры сотрудников и др.