Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств
Материалы / Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданств / Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданств
Страница 1

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации помимо внутреннего законодательства определяется международными соглашениями и договорами. Это ряд международных договоров в области правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, о которых будет упомянуто далее.

Исчезновение государства или, наоборот, его возникновение обусловлено, прежде всего, политическими, социальными и иными подобными факторами. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Свое концентрированное выражение это получает в институте правопреемства государств. Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Правопреемство – давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике.

Согласно п. 4 статьи 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Предусматривается, что иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законодательством, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда, на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации. Следует отметить, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах допускается возможность ограничения передвижения иностранных граждан и свободы выбора ими места жительства в случаях, если это необходимо для обеспечения государственной безопасности.

Статья 10 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет перечень документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина в Российской Федерации. Таковым является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Законодательное урегулирование основных вопросов въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан определено в Федеральном законе 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Федеральный закон № 7-ФЗ от 10 января 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» направлен на ужесточение отдельных положений, касающихся порядка пересечения государственной границы при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию.

Законом устанавливаются виды виз (обыкновенная, дипломатическая, служебная и так далее), основания и порядок их выдачи и продления. При этом постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства смогут свободно выезжать и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию без виз на основании документов, удостоверяющих их личность, и видов на жительство либо разрешений на временное проживание.

П.Н. Кобец отмечает, что, расширяется перечень оснований, по которым иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен (не разрешается) въезд в Российскую Федерацию (если при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они депортировались или выдворялись за пределы Российской Федерации и так далее).

Что же касается ответственности иностранных граждан, то иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Страницы: 1 2 3