Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Страница 16

Согласно Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В соответ­ствии с Основным законом страны и федеральными законами Пре­зидент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу; подпи­сывает и обнародует ФЗ; издает указы и распоряжения, обязатель­ные для исполнения на всей территории РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка, осуществляет подготовку решений Президента РФ, ка­сающихся состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Иными словами, Президент РФ непосредственно определяет опе­ративно-розыскную политику.

Президентский контроль включает в себя контроль как самого Президента РФ, так и его аппарата, который глава государства в соответствующих указах наделил контрольными функциями. Глав­ное контрольное управление (ГКУ) в Администрации Президента РФ уполномочено контролировать организацию основных направле­ний ОРД в полном объеме на федеральном, окружном уровнях, а также на уровне субъектов РФ. ГКУ (без прямого поручения Пре­зидента РФ) правомочно осуществлять контроль за ОРД в части ус­тановления отклонений в организационно-управленческой сфере этой деятельности. Контроль за технологией ОРД (тактикой, мето­дикой, особенно по конкретным делам) без поручения Президен­та РФ не входит в компетенцию ГКУ.

В ГКУ существует специальное подразделение, осуществляющее по поручению Президента РФ контроль за деятельностью правоох­ранительных органов и спецслужб, в том числе и за ОРД. Сотруд­ники данного подразделения являются прикомандированными со­трудниками МВД России и ФСБ России, имеющими соответству­ющие допуски к работе со сведениями, содержащими гостайну.[48]

Важным элементом соблюдения принципа законности в ОРД при ее осуществлении является контроль со стороны законодатель­ного органа. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения пар­ламентские слушания, определяют расходные статьи бюджета, вы­деляемого на осуществление ОРД, и контролируют расходование средств, выделенных на эту деятельность. В качестве контроля за ОРД в заседаниях Госдумы и Совета Федерации могут рассматри­ваться различные вопросы, касающиеся этой деятельности, для уча­стия в заседаниях могут приглашаться должностные лица оперативно-розыскных органов. В порядке контроля руководители комиссий и комитетов, депута­ты вправе направлять депутатские запросы, касающиеся осуществ­ления ОРД и ее результатов.[49]

Регламентами, определяющими полномочия Государственной Думы и Совета Федерации, предусмотрено их право на получение необходимой информации от других государственных органов и организаций.

При обращении депутатов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обязаны обеспечить их необходимой информацией или документацией по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью (ст. 16 ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[50]).

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17