Контроль и надзор за оперативно-розыскной
деятельностьюМатериалы / Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий / Контроль и надзор за оперативно-розыскной
деятельностьюСтраница 9
По требованию уполномоченных прокуроров руководители оперативно-розыскных органов представляют им оперативно-служебные документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.
Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами оперативно-розыскного органа, вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами.
В свою очередь, руководители оперативно-розыскного органа обязаны предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дела оперативного учета, а также проведения ОРМ и их учета .
ФЗ об ОРД не содержит различий в порядке представления документации уполномоченному прокурору применительно к различным субъектам ОРД. Вместе с тем такие различия определены приказом Генпрокурора № 56, который закрепляет, что оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами ФСБ и Службой внешней разведки России прокурор вправе истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.
В ходе надзорных мероприятий в органах внешней разведки Минобороны РФ прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов.[35]
Незаконный отказ в представлении прокурору документов в зависимости от обстоятельств может рассматриваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурор в этих случаях при наличии оснований вправе принимать меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.
Защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов, обязаны обеспечить руководители прокуратуры.
Персональная ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, возлагается на уполномоченных прокуроров.
В целях обеспечения защиты сведений, содержащихся в представленных прокурорам документах и материалах, в каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД.
Уполномоченным прокурорам, а также лицам, на которых возложено ведение делопроизводства по документам ОРД, оформляется допуск для работы с документами, составляющими гостайну.
Прокурор в соответствии с ФЗ о прокуратуре имеет самые широкие полномочия по надзору за исполнением законов в ОРД.