Исторические аспекты становления и формирования административного процесса
Материалы / Административный процесс: вопросы становления и формирования / Исторические аспекты становления и формирования административного процесса
Страница 2

Административное судопроизводство отличается от административной юстиции по правовой процедуре, которая должна быть административной. Сейчас судьи и мировые судьи в порядке, установленном нормами административного права, являются органами налагающими (привлекающими к ответственности, мерам административного принуждения и т.

п.), а не защищающими.

Административный процесс - вид юридического процесса, обладающий всеми признаками, присущими последнему (властный характер деятельности; регламентация деятельности; юридические процессуальные нормы; деятельность целевая, сознательная, направленная на достижение определённых юридических результатов и оформляемая в документах).

Административный процесс представляет собой часть административной (исполнительно-распорядительной) деятельности, подлежащей правовой регламентации. Можно выделять три вида процесса, включающих в себя три правовых вида деятельности — административно-нормотворческий, административно-правоприменительный (применение материальных норм позитивного характера), административно-юрисдикционный.

Административный процесс – это также нормативно установленная форма упорядочения правовых документов (актов субъектов исполнительных органов публичной власти: государственных и муниципальных и Банка России). Вся особенность публичных органов исполнительной власти здесь раскрывается: их многообразие и многочисленность; реализация, помимо федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов исполнительной власти.

Понятие управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности значительно шире понятия административного процесса и включает в себя наряду с правовыми и не правовые (организационные, материально-технические) действия. Многие правовые управленческие отношения не подвергаются полному процессуальному регулированию.

Административный процесс теснейшим образом связан с материальным административным правом и является порядком реализации этих норм. Административный процесс - это такая нормативно урегулированная деятельность (или порядок деятельности), в ходе осуществления которой рождаются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений. Но соотношение материальных и процессуальных правоотношений следует рассматривать как воздействие формы и содержания. Право и процессы имеют свою форму. Административный процесс без административного права беспредметен. Административное право без административного процесса - бессильно.

Административный процесс имеет сложную структуру видов процесса и производств, отличающихся друг от друга характером дел и расположенных параллельно, регламентируемых специальными административно-процессуальными нормами.

В зависимости от органов, устанавливающих производства, последние можно поделить на: производства, основанные на законе, и на подзаконных актах, а по объектам воздействия на: 1) производства только для индивидуальных субъектов, в частности, кадровое (служебное) производство, а также 2) производства и для коллективных субъектов (смешанные), к примеру, приватизационное производство.

Административный процесс обслуживает нормы административного и других отраслей права.

Основные особенности административного процесса заключаются в том, что он является:

а) специфическим способом осуществления публичной исполнительной власти;

б) динамическим, ибо деятельность исполнительной власти реализуется в определённой последовательности;

в) юридической деятельностью, детально урегулированной административно-процессуальными нормами;

г) деятельностью, с помощью которой и достигается юридический результат в сфере функционирования публичной администрации.

Страницы: 1 2