Понятие смежных прав
Материалы / Смежные права / Понятие смежных прав
Страница 1

Смежные права являются самостоятельным институтом интеллектуальной собственности. Однако они неразрывно связаны с институтом авторских прав, ведь наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, создателей баз данных и публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние.

Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами и перечисляются в ч. 1 ст. 1303 ГК РФ.

Изначально правовое регулирование авторских отношений ни в одной стране не ставило вопроса о каких-либо правах исполнителей или режиссеров и не решало его. В таких действиях просто не было потребности, так как практически все акты творчества уникальны, ограничены во времени и пространстве, отсутствовали средства, способные воспроизвести то же произведение в ином месте и в иное время.

История появления этих прав тесно связана с историей развития техники, в том числе радио- и телевещания и вопроизводящих устройств. В этом вопросе я считаю правильной точку зрения Стремецкой Н. Л.: «Так же как изобретение книгопечатания усложнило контроль авторов за использованием их сочинений, так и современные средства записи и связи усложнили контроль исполнителей, создателей записей за незаконным использованием исполнения и постановок». По мере развития техники и технологий, предоставляющих новые возможности по воспроизведению результатов творческой деятельности, стали появляться первые нормы, предусматривающие защит прав исполнителей и организаций, создающих такие средства. Первоначально к ним относились граммофонные пластинки, которые сразу же стали подделываться, а права исполнителей часто не соблюдались.

Сегодня в России сформировалось законодательство о смежных правах, практически совпадающее с общими мировыми принципами правового регулирования рассматриваемых отношений.

По мнению одного из ведущих российских специалистов в области гражданского права, А. П. Сергеева, необходимость охраны такой разновидности смежных прав, как права артистов-исполнителей, признавалась большинством юристов уже давно. Однако взгляды на возможные формы охраны результатов исполнительского творчества разделились. По мнению одной группы ученых, в результате творческой деятельности исполнителей создается новый объект авторского права – произведение исполнительского искусства, права на который должны охраняться в рамках авторского права в его узком смысле. Другие ученые считали, что говорить о создании артистами-исполнителями новых произведений при всем уважении к их труду было бы явной натяжкой. Эта вторая точка зрения, в справедливости которой убеждает и международный опыт охраны прав исполнителей, и была, в конечном счете, воспринята российским законодательством.

К смежным правам относят исключительное право, а также некоторые специально предусмотренные законом личные неимущественные права.

Объекты смежных прав отражают логику классификации самих таких прав. К ним относятся:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если такие исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой такой организацией либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

Страницы: 1 2