Международные соглашения в области охраны смежных прав
Материалы / Смежные права / Международные соглашения в области охраны смежных прав
Страница 2

Ранее созданные международные акты фактически не определяли и не регулировали единообразно права тех, кто исполняет авторские произведения, создает фонограммы и программы вещания. Такой пробел компенсировала Римская конвенция, основанная на принципах предоставления национального режима и обеспечения минимального уровня охраны прав.

В числе дополнительных условий для присоединения к Римской конвенции предусмотрено членство в ООН (Организация Объединенных Наций) и вышеназванной Бернской конвенции (либо Всемирной конвенции об авторском праве, принятой в Женеве в 1952 г.).

В результате присоединения к Римской конвенции Россия решила различные задачи. Во-первых, мы встали на путь цивилизованного развития рынка смежных прав, предполагающего, в том числе, выплату «справедливого вознаграждения» исполнителям и производителям фонограмм. Ведь дело далеко не в том, чтобы обеспечить уплату соответствующих средств иностранным гражданам и фирмам, обладающим смежными правами, но и в том, чтобы «открыть» зарубежные рынки для отечественных правообладателей в связи с бурным развитием отечественной шоу-индустрии, ростом исполнительского мастерства артистов и повышением авторитета наших режиссеров. Во-вторых, факт присоединения к данной конвенции необходим для вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В-третьих, условия конвенции таковы, что позволяют России в легитимном порядке не распространять соответствующие правила на исполнения, фонограммы и передачи эфирного вещания, записанные до вступления в конвенцию.

Следующий международный акт – подписание Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.). Для России она действует с 13 марта 1995 г.

По существу данная Конвенция есть продолжение Римской конвенции, поскольку посвящена частным аспектам охраны прав производителей фонограмм от действий, нарушающих их интересы. Женевская конвенция 1971 г. не предусматривает установления национального режима, как предшествующие, она лишь требует от каждого государства-участника принимать эффективные меры борьбы с незаконным изготовлением фонограмм, производством их копий и несанкционированным распространением среди «публики», в том числе требует установления уголовно-правовых санкций. Конвенция устанавливает минимальные требования к оформлению фонограмм, включая наличие в национальном законодательстве нормы, обязывающей сопровождать копии фонограмм знаком в виде латинской буквы Р в окружности, указания на первый год издания, а также данные, позволяющие определить производителя (правопреемника) или обладателя исключительной лицензии.

21 мая 1974 г. в Брюсселе была подписана конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники – Брюссельская конвенция. Для СССР конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерация является участницей конвенции как правопреемница СССР.

Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника. Договаривающиеся государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. В качестве такого может применяться законодательство об охране интеллектуальной собственности в соответствии с конвенциями об авторском праве, путем принятия административных мер, уголовных санкций, использования законов об электросвязи.

Российской Федерацией заключены и двусторонние договоры с рядом стран. В основе таких соглашений обычно лежит принцип взаимного признания и охраны авторских прав.

По мнению специалиста в области авторских прав М. М. Богуславского, главная проблема, решение которой было поставлено при установлении международного правового режима применительно к авторским произведениям, заключается в исходной территориальности прав автора. Это означает, что по общему правилу права автора признаются и защищаются только на территории данного конкретного государства. Если даже другое государство и предоставляет определенную защиту произведениям авторам иных стран, то содержание норм, определяющих такую защиту, может не совпадать с нормами об авторских правах на родине автора и т.д.

Страницы: 1 2 3