Содержание смежных прав и срок их действия
Материалы / Смежные права / Содержание смежных прав и срок их действия
Страница 2

6) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7) публичное исполнение записи исполнения;

8) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Указанные правомочия исполнителей не исчерпывают все их возможности по использованию и контролю за использованием исполнения.

Свои имущественные права исполнители могут передавать на договорной основе производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания и любым другим лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Что же касается срока действия исключительного права на исполнение, то он короче обычного авторского права и действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение в эфир (по кабелю).

Следующим видом смежных прав является право на фонограмму. Под фонограммами понимаются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

В соответствии со ст. 1322 ГК РФ, изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Хотя деятельность по изготовлению фонограмм носит технический характер, их производители наделяются особыми правами, призванными ограждать их имущественные интересы от незаконного воспроизведения и распространения фонограмм иными лицами.

Поскольку изготовление фонограмм является технической деятельностью, в мировой практике за их производителем обычно признаются лишь имущественные права. Согласно ст. 1324 ГК РФ изготовитель фонограммы вправе воспроизводить фонограмму; распространять экземпляры фонограммы путем продажи или иного отчуждения; сдавать их в прокат; импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения; публично исполнять, передавать в эфир или по кабелю и т. д.

Частью четвертой ГК РФ за изготовителями фонограмм признаны и личные неимущественные права: а) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования; б) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы.

Переход права собственности на экземпляр фонограммы не влечет уступки каких-либо смежных прав, принадлежащих изготовителю фонограммы.

Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществилась запись. Исключительное право на фонограмму наследуется, но в пределах оставшейся части названных сроков.

Третий вид смежных прав – право организаций эфирного и кабельного вещания. Под организациями вещания в гражданском праве понимаются радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств.

Объектами смежных прав, принадлежащих организациям эфирного и кабельного вещания, являются их «передачи». Передача – это не любое сообщение (трансляция, эмиссия) в эфир или по кабелю, а лишь такое сообщение, которое создано самой этой организацией либо создано по заказу и за ее счет другой организацией. Таким образом, если кинофильм или звукозапись созданы не организацией эфирного или кабельного вещания и не по ее заказу, то их передача в эфир или по кабелю не создает никаких смежных прав организации эфирного или кабельного вещания. С другой стороны, если организация эфирного или кабельного вещания сначала записала передачу на звуконоситель, а затем осуществляет передачу этой записи, у нее возникают и фонограммные права на эту запись, и права на передачу.

Страницы: 1 2 3 4