Формы устройства социальных сирот в Российской Федерации
Материалы / Профилактика социального сиротства / Формы устройства социальных сирот в Российской Федерации
Страница 5

Примером наиболее успешного развития института приемной семьи является Самарская область, где благодаря передаче детей в приемные семьи удалось практически полностью отказаться от институциональных форм устройства.

Приемные семьи начали создаваться в Самарской области в 1994 г. Широкое распространение этой формы устройства детей обусловлено следующими обстоятельствами: активной позицией региональных органов исполнительной власти; создание специализированных органов исполнительной власти (комитетов по вопросам семьи, материнства и детства при областной администрации и во всех муниципальных образованиях), занимающихся реализацией семейной политики, и передача им функций органов опеки и попечительства; создание инфраструктуры учреждений, осуществляющих социальную работу с семьей (основой этой системы стали центры социальной помощи семье и детям «Семья», созданные во всех муниципальных образованиях области; а также социально-реабилитационные центры или социальные приюты; центры социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями; центры психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции); многократное (в 10 раз) увеличение числа специалистов по охране детства в органах опеки и попечительства; материальная поддержка приемных родителей – за каждого взятого в семью ребенка выплачивается заработная плата.

Основной причиной, сдерживающей распространение приемных семей, является незаинтересованность региональных органов исполнительной власти, которые не создают необходимых для этого учреждений, не оказывают материальной поддержки приемным родителям.

Патронат.

Согласно ст. 123 СК РФ законами субъектов Федерации могут устанавливаться иные, помимо закрепленных в Кодексе, формы устройства детей. Такой формой устройства является патронат – передача ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую (патронатную) семью на основании договора между патронатным воспитателем и органом местного самоуправления, за которым сохраняются права и обязанности законного представителя ребенка, находящегося в патронатной семье. Часть своих полномочий законного представителя ребенка орган местного самоуправления делегирует патронатным воспитателям. Обязанности по содержанию ребенка в патронатной семье и оплате труда патронатных воспитателей несет орган местного самоуправления. Органы опеки и попечительства осуществляют подбор патронатных воспитателей, их предварительную подготовку, готовят для ребенка программу реабилитации и контролируют ее реализацию в патронатной семье, оказывают патронатным родителям необходимую помощь. Из всех форм семейного устройства патронат предусматривает наибольшую степень вмешательства органов опеки в замещающую семью.

Патронат существует в трети субъектов Федерации, однако отсутствие соответствующей статистической отчетности не позволяет получить точные данные о числе детей, находящихся в патронатных семьях. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что данная форма устройства детей не получила широкого распространения, что объясняется следующими обстоятельствами. Первое, законным представителем ребенка, проживающего в патронатной семье, остается орган опеки и попечительства, что порождает сложности разграничения прав и ответственности между опекой и патронатными воспитателями. Второе, понятие «патронат», не имеет четкого юридического содержания. Наряду с патронатным воспитанием (помещением ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью на основании договора о патронате) существует постинтернатный патронат (Московская область) и социальный патронат (Москва, Московская и Пермская области). Под постинтернатным патронатом понимается оказание социальной помощи лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Социальный патронат устанавливаться органом опеки и попечительства над семьей для защиты прав ребенка при неспособности родителей осуществлять надлежащим образом воспитание и содержание детей в семье. Таким образом, под патронатом находятся совершеннолетние дееспособные лица или дети, родители которых не лишены родительских прав и не ограничены в них. Это порождает неясность и противоречивость правоотношений, в которых оказываются патронатные воспитатели и лица, находящиеся под патронатом. Социальный патронат, несомненно, может стать эффективным средством предупреждения социального сиротства, однако его внедрение возможно только на основании федерального закона, поскольку он сопряжен с ограничением прав биологических родителей. Третье, для передачи детей на патронат необходимо развитие социальных служб, часто называемых уполномоченными службами, которые должны осуществлять отбор и подготовку патронатных воспитателей, оказывать им психолого-педагогическую поддержку. Наиболее успешно патронат развивается в Пермской области, что связано с поддержкой этой формы устройства детей в семью региональными органами исполнительной власти. Передача с 1 января 2008 г. полномочий по опеки и попечительству с муниципального на региональный уровень создает благоприятные условия для развития патроната.

Страницы: 1 2 3 4 5 6