Особенности задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в РФ
Материалы / Особый порядок производства по уголовным делам / Особенности задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц в РФ
Страница 1

Задержание подозреваемого является мерой процессуального принуждения, применяемой в качестве средства безотлагательного реагирования на полученную соответствующим правоохранительным органом информацию о предполагаемом совершенном преступлении и об обнаружении вероятно причастного к его совершению лица в целях скорейшего раскрытия и расследования преступления и исключения уклонения виновного от уголовной ответственности.

С учетом правовой природы данной меры процессуального принуждения ее применение возможно лишь в течение 48 ч начиная с момента фактического задержания подозреваемого лица (срок задержания может быть продлен на срок не более трех суток по судебному решению в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

В случае если в момент задержания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи или иного лица из числа указанных в ст.449 УПК РФ личность его не была известна, после установления его личности это лицо подлежит освобождению.

Установленные как УПК РФ, так и иными федеральными законами гарантии, связанные с задержанием по подозрению в совершении преступления, распространяются не на всех лиц, которые перечислены в ст. 447 УПК РФ. Поскольку эти гарантии являются изъятием из общих правил осуществления уголовно-процессуального задержания, они не подлежат расширительному толкованию, и, следовательно, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, следователь, адвокат, член избирательной комиссии, член и выборное должностное лицо выборного органа местного самоуправления могут быть задержаны без предварительного согласия каких-либо органов в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК РФ.

Устанавливая в ст. 450 УПК РФ особый порядок проведения следственных и иных процессуальных действий (в том числе применения мер уголовно-процессуального принуждения) в отношении категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, законодатель распространяет его лишь на те ситуации, когда в отношении соответствующего лица не было возбуждено уголовное дело или это лицо не было привлечено в качестве обвиняемого в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ. Фактом возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в соответствии со ст. 448 УПК РФ с лица, в отношении которого такие решения приняты, фактически снимается статус процессуальной неприкосновенности, что позволяет в дальнейшем осуществлять в отношении его уголовное судопроизводство в общем порядке.

Изъятия из этого правила установлены лишь в отношении таких процессуальных действий, как задержание, заключение под стражу (домашний арест), производство обыска. С учетом особой значимости затрагиваемых этими действиями прав и свобод личности, а также существенности их влияния на возможность осуществления соответствующими должностными лицами своих служебных обязанностей, законодатель предусмотрел не только то, что совершение этих действий допускается лишь на основании судебного решения, но и то, что исполнение соответствующего судебного решения в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, судьи КС РФ или иного судьи становится возможным лишь после получения на то согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, КС РФ или квалификационной коллегии судей. С представлением о даче такого согласия в соответствующий орган управомочен обратиться Председатель Следственного комитета РФ.

В отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы или кандидата в Президенты РФ мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена судом на основании представления следователя или дознавателя, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, однако такое представление ими может быть внесено лишь с согласия Председателя Следственного комитета РФ.

В отношении кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ представление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу вносится следователем или дознавателем, но с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6