Органы местного самоуправленияМатериалы / Проблема защиты прав потребителей в сфере оказания услуг / Органы местного самоуправленияСтраница 1
Органы местного самоуправления (далее - ОМС) по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:
рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;
анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;
извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;
приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;
защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.
Данные полномочия реализуются ОМС в соответствии с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" [12].
Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.
МАП России разработало методические рекомендации для ОМС по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.
ОМС осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям [23, с.36-38]:
формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций;
координация деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;
взаимодействие с органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;
подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей;
разработка предложений по совершенствованию защиты прав потребителей;
подготовка предложений о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;
оказание помощи уполномоченным поселковым и сельским администрациям в работе по защите прав потребителей;
сотрудничество с общественными объединениями потребителей,
содействие развитию общественного потребительского движения;
оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)
ОМС вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:
при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;
по утвержденному плану работы;
по поручениям руководства ОМС как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;
совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
ОМС являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей ОМС самостоятельно формируют соответствующие структуры.