Нормативная основа разрешения трудовых споровМатериалы / Виды и методы разрешения трудовых споров / Нормативная основа разрешения трудовых споровСтраница 2
По субъектному составу и предмету все споры делятся на индивидуальные и коллективные. Участниками индивидуального спора являются работник и работодатель, а в коллективном споре участниками являются коллектив и работодатель.
По характеру трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые. Способ (порядок) разрешения трудовых споров определяется в зависимости от их вида и характера. Индивидуальные споры разрешают КТС и суд. В КТС, суд может обратиться любой работник независимо от того работает ли он по совместительству или на условиях неполного рабочего дня либо, будучи студентом, принят на работу по трудовому договору. Для коллективных трудовых споров установлен иной порядок разрешения, включающий несколько этапов: 1) переговоры (в равном представительстве образуется примирительная комиссия); 2)обращение к посреднику (нейтральные третьи лица) и (или) трудовому арбитражу; 3)забастовка (обострение спора, недостижение соглашения примирительным процедурам); 4)обращение в специально созданную в составе Минтруда России, Службу по урегулированию коллективных споров.Нормативную основу разрешения трудовых споров составляет Конституция Российской Федерации и Федеральные законы. Конституцией признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Вступая в трудовые отношения, принимая и увольняя работников, работодатель должен быть знаком с принципами трудового законодательства. При возникновении споров закон чаще всего становится на сторону работника; и не соблюдая его, поступая “как все”, работодатель совершенно неожиданно для себя может оказаться в роли ответчика в гражданском и даже подсудимого в уголовном деле. Несмотря на то, что практика трудовых отношений, особенно на небольших частных предприятиях, часто далека от установлений законодательства, при обращении в суд с этими установлениями строго считаются; и нарушенные права (как правило, работника) восстанавливаются. Следовательно, знание прав и обязанностей полезно как работодателю, так и работнику.