Личностная характеристика несовершеннолетнего вовлекаемого в совершении преступления
Материалы / Вовлечение несовершеннолетних в совершении преступления / Личностная характеристика несовершеннолетнего вовлекаемого в совершении преступления
Страница 2

4. к последнему типу относятся несовершеннолетние с достаточно сильной волей. Из материалов уголовных дел видно, что способом вовлечения таких несовершеннолетних выступало насилие, либо угроза применения насилия к их близким.

Взрослым преступникам такие несовершеннолетние необходимы были для совершения тяжких преступлений (8%).

Важное значение для характеристики личности вовлекаемых несовершеннолетних в преступную деятельность имеет выявление их образовательного уровня. образовательный признак является чуть ли не самым важным. Так как, образование человека формирует основные жизненные ценности, установки и ориентации несовершеннолетнего, определяет основные правила его поведения в обществе. Чем образовательный уровень несовершеннолетнего ниже, тем возможнее его склонение к совершению преступлений, тем более тяжкое преступление им совершается. По данным ряда криминологических и педагогических исследовании, лишь десятая часть несовершеннолетних преступников, вовлеченных в совершение преступлений имела соответствующее возрасту образование, остальные отставали от своих сверстников на 1-2 класса.

Одной из особенностей несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений взрослыми, выступает неверное понимание понятия «самостоятельность».

Еще одна черта характера подростков, которую все чаще используют взрослые для своих преступных целей -склонность к приключениям. Когда эту склонность учитывают родители и педагоги - она служит делу самовоспитания подростков. Если же за увлечением несовершеннолетних не осуществлять должного контроля и надзора, они чаще попадают в неблагоприятную «уличную» обстановку.

Несовершеннолетним свойственны психологические особенности, обусловливающие их общую виктимность с точки зрения предрасположенности к совершению преступления.

Повышенная конформность, внушаемость, способствующая появлению поведения, в основе которого лежит чужая система ценностных ориентаций. Данные качества могут проявляться как зависимость от мнения значимой группы; подражание кумирам (в том числе и асоциальным элементам). Конформность в среде сверстников может быть противопоставлением негативизму к родительской семье.

Психологическая зависимость от предметного мира, служащего регулятором отношений внутри возрастных групп. При этом вещи могут поставить подростков в зависимость от дарителей, побуждать к зависти и агрессии.

Подверженность особым подростковым стереотипам, которые имеют внешние проявления (например, употребление в речи «сленга», курение, стремление соответствовать взрослой моде и т. д.). Данные стереотипы могут выражаться как символы групповой принадлежности. Опасность совершения преступления возникает в ситуации принятия внешней атрибутики групп антисоциальной направленности («скинхедов», «лимоновцев» и т. д.) и интероризации вследствие этого мировоззрения, присущего данным политическим и террористическим группировкам или даже движениям.

Негативизм, демонстрация независимости могут побудить несовершеннолетних из внешне вполне благополучных семей к антисоциальному поведению (у несовершеннолетних возникает желание сделать «наперекор» родителям, доказать свою «взрослость» и независимость от них). Причем подростковый негативизм, грубость, упрямство являются своеобразными формами протеста против доминирования или равнодушия взрослых, которые не хотят считаться с возросшим уровнем притязаний несовершеннолетних (уважать достоинства личности, считаться с мнением и т. д.). Это приводит к тому, что подросток находит комфортную для себя среду (в которой принимают его стремление к «взрослости»), и если эта среда антисоциальная, то подросток приобретает соответствующую направленность личности.

Бравада, склонность к рискованным действиям, жажда приключений, любопытство, свойственные несовершеннолетним, могут спровоцировать совершение лицами данной возрастной категории преступления вследствие «заражения» преступной романтикой.

Легкомысленное отношение к человеческим порокам и слабостям, а также стремление пройти «через все», свойственные подростковому возрасту, могут привести к возникновению различных видов девиантных аддикций (алкоголизму, наркомании и т. д.).

Доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, растерянность в конфликтных жизненных ситуациях нередко становятся причинами совершения несовершеннолетними преступлений под воздействием опытных преступников.

Направить увлечения подростка на правильный путь, уберечь его от дешевой романтики уличных приключении — задача нашею общества.

В заключении хочется отметить, что личность подростка-делинквента представляет собой ещё не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить: а) не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность. В этом возрасте человек. Как правило, ещё не успел достаточно глубоко и четко определить отношение к окружающему миру и своё место в нем. б) недостаточно развитие волю и чувства.

Страницы: 1 2