Отличительные признаки коммерческой тайны
Материалы / Способы защиты коммерческой тайны / Отличительные признаки коммерческой тайны

Для любого современного предприятия справедлива одна аксиома (которая поможет предотвратить несанкционированную передачу конфиденциальной информации): все сведения, составляющие коммерческую тайну и конфиденциальную информацию, должны передаваться сторонним организациям, государственным органам (согласно их компетенции) и физическим лицам только с санкции руководителя Предприятия.

Процесс передачи оформляется Протоколом. Эта информация передается только в письменном виде и только на письменные запросы.

Согласно действующего законодательства, разглашением коммерческой тайны и конфиденциальной информации является ознакомление работником компании, которому эти сведения были доведены до сведения в установленном порядке или стали известны в связи с исполнением служебных обязанностей, других юридических или физических лиц без санкции руководителя предприятия со сведениями, составляющими коммерческую тайну, если это повлекло или могло повлечь вред предприятию.

К работнику предприятия, по вине которого стала возможна передача конфиденциальной коммерческой информации могут быть применены меры как дисциплинарной ответственности, в соответствии с внутренними руководствами и положениями, вплоть до увольнения в соответствии с трудовым законодательством на основании условий контракта, так и уголовная ответственность – в случае причинения значительного материального ущерба или ущерба имиджу и репутации предприятия.

Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

Всю информацию, которая может представлять коммерческую тайну, можно объединить в группы (рис. 1).

http://www.grandars.ru/images/books/1907/1/review/id/1062/18d132748d.jpg

Рис. 1. Классификация сведений, составляющих коммерческую тайну

Отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне должно удовлетворять следующим требованиям:

их открытое использование может причинить ущерб;

фирма может обеспечить сохранение их конфиденциальности;

эти сведения нуждаются в защите, гак как они не являются государственной тайной и не защищены патентом;

их сокрытие не наносит вред обществу.

Основные признаки коммерческой тайны

Коммерческая ценность информации и ее неизвестность третьим лицам. Неизвестность третьим лицам означает, что информация не должна быть общеизвестна.

Общеизвестная информация, даже если она имеет большую коммерческую ценность, в принципе не может считаться коммерческой тайной. Но бывают и исключения, например, такая информация будет считаться коммерческой тайной, если имеются знания, при использовании которых достигается большая экономическая выгода;

Отсутствие доступа к информации на законном основании. В данном контексте под доступом понимается возможность получения сведений, составляющих коммерческую тайну, на основе законодательных или договорных норм для использования в целях, оговоренных в этих нормах.

Меры по охране конфиденциальности информации

Невыполнение требования по охране конфиденциальности сводит на нет и первые два признака. Если информация не содержится в секрете, то она доступна, по крайней мере, доступ к ней существенно облегчен. Таким образом, перестает выполняться условие о том, что "к информации нет свободного доступа на законном основании". А если информация становится доступной, то она теряет и качество коммерческой ценности.