Проблемы квалификации торговли людьми использования рабского труда
Материалы / Преступления против свободы личности / Проблемы квалификации торговли людьми использования рабского труда
Страница 7

Наиболее тесным образом с торговлей людьми связано рабство.

Согласно известной исторической теории рабство предшествовало феодализму и капитализму как этап неизбежного развития человечества на пути к бесклассовому обществу.

Рабство как правовой институт и практика сегодня подвергаются всеобщему осуждению.

Дополнительная Конвенция 1956г. подтвердила определения рабства и работорговли в Конвенции о рабстве 1926г., раскрыла понятия раба и лица, находящегося в подневольном состоянии. Под рабом понимается лицо, находящееся в положении или состоянии рабства, а лицом, находящимся в подневольном состоянии, - лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов или обычаев, сходных с рабством3 .

Само название Дополнительной конвенции 1956г. свидетельствует о существенных дополнениях Конвенции 1926г. Рассматриваемый документ большое внимание уделяет также институтам и обычаям, сходным с рабством.

К ним относятся:

1) долговая кабала, то есть положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;

2) крепостное состояние, то есть такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, выполнять определенную работу для такого другого лица за вознаграждение или без такового и не может изменить это свое состояние;

3) любой институт и обычай, в силу которых:

а) женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение или натурой;

б) муж женщины, его семья или его клан имеет право передать ее другомулицу за вознаграждение или иным образом;

в) женщина после смерти мужа передается по наследству другому лицу;

4) любой институт и обычай, в силу которого ребенок или подросток моложе восемнадцати лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу за вознаграждение или без такового с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда.

Абсолютное запрещение рабства и работорговли подтверждено также в Международном пакте «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966г.х\ в котором указывается: 1. Никто не должен содержаться в

54 Там же. С.512

рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. 2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии (ст.8).

Положения п.1 ст.4 Европейской конвенции не имеют текстуального эквивалента в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве РФ. Вместе с тем Конституция Чеченской Республики их учитывает и в ст. 19 провозглашает, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, никто не может содержаться в рабстве. Положения Конституции Российской Федерации о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч.4 ст. 15), свидетельствуют, что Россия тем самым распространяет на свою территорию действие ст.8 Международного пакта «О гражданских и политических правах» 1966г., ст.4 Всеобщей декларации прав человека 1948г., ст.4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г., в частности, запрещающих рабство и работорговлю во всех ее видах. Кроме того, ч.1 ст.22 Конституции Российской Федерации («Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность») косвенно отражает положение п.1 ст.4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10