Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике Беларусь
Материалы / Правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности / Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике Беларусь
Страница 1

Государственное регулирование предпринимательской деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.

е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры). [15, с.5]

Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год. [15, с.5]

Субъекты государственного регулирования предпринимательской деятельности реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми, в частности, являются: [15, с.5]

защита экономического правопорядка;

распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности;

контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении; создание конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения и т.п.

Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране. [15, с.5]

В качестве важнейших можно назвать следующие формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

1. Прогнозирование - представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки - долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. В целях реализации положений указанного Закона Постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждены "Основные положения организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь". "Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года" утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. [23, с.7]

Официальное закрепление прогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования.

2. Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных). В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязанность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей. [23, с.7]

Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь "Об утверждении Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы"). [23, с.7]

Страницы: 1 2