Заключение

Таким образом, рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание предпринимательских отношений, а также в правовое положение их субъектов. Внимательно изучив материалы приведенные в курсовой работе мы видим, что предприниматель - это понятие двоякое.

С одной стороны, это лицо, которое осуществляет общеполезную деятельность, не запрещенную законом, от которой имеется выгода не только для самого предпринимателя, но и для государства, других членов общества; лицо, которое наделено в установленном законом порядке дополнительными, по сравнению с другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особый правовой и экономический интерес.

Государство как институт власти пытается активно влиять на предпринимателей путем регулирования их деятельности через программы развития, утверждение конкретных (адресных) заданий, разрешение определенных действий, выдачу квот, выдачу лицензий, приостановление, аннулирование их, ограничение различного рода действий, также использование экономических приемов (кредитование, налогообложение, ограничение прибыли предпринимателей и т.д.), но при этом используемая система не имеет конкретной квалификации таких способов, т.е. среди ученых не существует единого мнения по использованию таких методов и никто не может с уверенностью утверждать, что такая система принесет пользу при развитии предпринимателей. Среди ученых также нет единого мнения по поводу того, каким образом нужно стимулировать развитие предпринимательства как социальной прослойки и следует ли это делать вообще. Отсюда и различное отношение к такого рода коммерческой деятельности, которое часто воспринимается негативно еще с постсоветскими предрассудками, но предусмотрительно завуалированными под непонимание устройства рыночной экономики.

Права предпринимателей представлены достаточно широким кругом, обязанности разработаны значительно лучше, особенно внушает доверие разработанность имущественной ответственности по различным материальным обязательствам, также действует принцип весьма несоразмерных штрафов за нарушение каких-либо предпринимательских обязанностей. В законодательстве также не говориться ничего о правах предпринимателей, кроме обращения в хозяйственные суды, при несогласии их с дополнительными обязанностями возложенных на них администрацией рынков, таких как "займы на развитие рынков" и т.д. Единственно обнадеживающим фактором является то, что лично Президент Республики Беларусь обратил внимание на несовершенство законодательства в данной области, в связи с чем на сегодняшний день ведется активная законотворческая работа в соответствующей отрасли.

Таким образом, относительно правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь необходимо отметить следующее:

для того, чтобы институт предпринимательства в Республике Беларусь в своём развитии достиг каких-либо высот, необходимо более лояльное отношение к ему со стороны государства в плане законодательной деятельности. В частности, необходим обязательный пересмотр вопросов налогообложения предпринимателей, необходимо пересмотреть всю экономическую политику нашего государства, ведь, если посмотреть, в настоящее время она вовсе не ориентирована на поддержку предпринимателя;

не следует упускать из внимания и тот факт, что законодательство, регулирующее вопросы предпринимательской деятельности, хотя и сравнительно молодое, но в нём уже существуют присущие любому законодательству противоречия и недостатки;

не смотря на то, что институт предпринимательства является сравнительно молодым по сравнения с другими институтами гражданского права, это вовсе не означает тот факт, что правовая база, регламентирующая данный институт не требует постоянного обновления и усовершенствования.