Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления
Материалы / Управление социально-экономическими процессами ЖКХ / Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления
Страница 5

в) Местное самоуправление - форма народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти. В частях 1 - 2 статьи 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

г) Местное самоуправление - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей ( деление властей по горизонтали), определяет систему управления ( деление властей по вертикали). В статье 12 Конституции РФ говорится , что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, о местном самоуправлении говорится в статьях 3, 12 Конституции РФ, которые в соответствии с частью 1 статьи 16 Конституции РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации.

Впервые в истории России закон создает такую фундаментальную правовую базу для формирования уровня власти, который, скажем так, не очень характерен для нашей российской истории : по своему правовому положению он отделен от государственной власти, но лучше сказать - организационно не привлечен в систему органов государственной власти. Это предполагает, в свою очередь, организационную обособленность местного самоуправления от государственной власти. И появляются высказывания о том, что государственная власть заканчивается на уровне субъектов РФ. Тогда возникает вопрос: есть ли власть на уровне городов, районов, сел, т.е. на уровне местного самоуправления ? Видимо для ответа на этот вопрос нам необходимо выяснить соотношение понятий управление и власть, государственная власть и местная ( муниципальная) власть.

Управление предполагает , как мы знаем, воздействие на поведение людей для получения определенных результатов, наличие особого механизма их реализации. Управление как организационная деятельность - это процесс реализации, функционирования власти. Управление- естественное состояние власти, сущность которой проявляется в создании предпосылок управления. В свою очередь, власть - это не просто рычаг или средство управления, а его непременное условие.[20] Значит без власти нет и управления. То есть , если мы используем определение “ местное самоуправление “, то необходимо говорить и о местной ( муниципальной) власти. Г.В. Барабашев, анализируя опыт местного самоуправления зарубежных стран определял местное самоуправление как “ власть местного населения в делах местного значения, осуществляемую гражданами непосредственно и через выборные органы, в рамках закона, но без вмешательства центральной власти”.[21]

Можно ли говорить однозначно о независимости местной власти и государственной ?

Здесь нет однозначного ответа.

Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. К ним относятся: четко выраженный институализированный характер; наличие специфического обособленного аппарата осуществляющего эту власть; непрерывность во времени, универсальность, всеобщность; основанность на законах и иных нормативных актах; осуществление на определенной территории по отношению ко всем находящимся на ней лицам; возможность использования средств законодательно институированного насилия; установление и сбор налогов; самостоятельное формирование бюджета.[22]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9